Эта глава из книги «Предназначение быть мамой» Подробнее »
В первый год жизни ребенок проходит огромный путь в своем развитии. Он рождается маленьким комочком, который почти все время спит, не ходит, не говорит, его органы чувств сперва несовершенны – он воспринимает информацию как огромный суп, не различая в нем отдельных ингредиентов. А к концу первого года он превращается в настоящего человечка, чаще всего уже бегающего, начинающего болтать по-своему, выстраивающего отношения с близкими и с этим миром.
Удивительно ли, что первый год в жизни ребенка и родителей такой трудный наполненный кризисами? Удивительно ли, что так трудно нам приходится именно в эти моменты, когда ребенок кричит, плачет – а мы не понимаем что с ним происходит? Он не может нам ничего объяснить, показать, мы не можем осознать, почему он кричит? Вроде все как обычно, как вчера и позавчера, а ребенок – другой.
Честно скажу, в первый раз меня все это выводило из себя. Что я вообще не понимаю, что происходит, почему он вдруг становится ручным и плаксивым без особых на то причин. Почему то, что вчера работало, уже не работает, почему он вдруг так плохо спит, почему вдруг начинает столько есть – и так далее. И однажды я для себя открыла одну книгу, которая лично мне очень помогла. И я хочу рассказать о ней вам, потому что она может и вам помочь понять, что происходит с ребенком.
На русском языке она выходила под названием «Капризничает – значит, развивается», авторы ее — Хетти Вандерейт и Франс Плой. Ее любительские переводы есть в сети. Эта книга основана на исследованиях ученых, изучавших развитие мозга ребенка в первые полтора года жизни. И они обнаружили, что несколько раз за первые полтора года ребенок проходит «скачок роста». Каждый скачок обусловлен новыми навыками ребенка и новой информацией, которую он начинает получать из мира. И в этот период с ребенком становится сложнее.
Дети развиваются именно скачками, не постепенно, не каждый день по чуть-чуть, а скачками раз в несколько недель. Каждый скачок – болезненный. Потому что на ребенка вываливается ушат новой информации, новых ощущений, новых эмоций, навыков. И ему нужно время, чтобы во всем этом разобраться, не пугаться нового – и учиться новому.
Поверьте, если бы на вас вот так сваливалось такое количество абсолютно нового для вас, вы бы тоже капризничали, и еще как! Если даже взрослые женщины во время ПМС не могут себя контролировать, хотя все знают и понимают, то чего мы ожидаем от крохотного человечка, который пока еще даже не понял, куда он попал и зачем.
Календарь скачков развития у детей: какой рост у грудничков до 1 года норма
Первый год жизни грудничка не только самый непростой для его родителей, но еще и рекордный по количеству изменений, наблюдающихся, как с точки зрения физического развития, так и со стороны психоэмоциональных способностей.
Младенец
Периодичность скачков роста
Скачки роста у детей до года – это периоды, в которые родители отмечают существенные изменения в поведении и умениях малыша.
С каждой мамой бывало так, что она однажды утром просыпалась и понимала, что сегодня ребенка будто подменили – он не дает ей отойти надолго, требует игрушку или не помещается в любимый комбинезон.
Перед каждой новой ступенью развития организм набирает силы и копит потенциал, чтобы в какой-то момент удивить себя и родителей новым умением.
В течение первого года жизни может наблюдаться до 7 скачков развития у ребенка:
- С первым родители столкнутся сразу после завершения периода новорожденности – после 28 дня жизни;
- Второй раз малыш поменяет поведение и станет немного другим в 2 месяца;
- К середине 3 месяца произойдет еще один сачок, который не останется незамеченным;
- В 5 месяцев мама станет замечать, что гулять с малышом стало сложнее. Это самый сложный четвертый скачок. Он возникает, потому что малыш уже хорошо держит головку и хочет сесть, но пока еще не может, отсюда яркий кризис;
- Пятый скачок наступит сразу после того, как грудничку исполнится полгода;
- В шестой раз наступит кризис после 8 месяцев, когда малыш уверенно сядет и начнет воспринимать мир в вертикальной плоскости;
- Самый последний, седьмой скачок, наступает, когда ребенку исполняется 10 месяцев. В этом возрасте почти все дети умеют стоять и уже пробовали делать первые шаги, но уверенно ходить пока не могут, что становится причиной нервных кризисов.
Если мама ведет дневник развития малыша, в ее записях сам собой образуется календарь скачков развития ребенка, основанный на заметках о том, что в определенные дни малыш был особенно нервным без видимых причин.
Малыш расстроился
Важно! Взрослым не следует срываться на малышей. Повышенная капризность никак не связана с порчей характера. Дети сами страдают от того, что их психика претерпевает резкие изменения, поэтому в такие моменты крохи нуждаются в поддержке и заботе еще больше.
Почему скачки роста называют кризисами
Во что играть с малышами до года по месяцам
Скачкообразное развитие нервной системы не дает ребенку спокойно спать и будоражит сознание. Малыш, познавая все больше окружающий мир, осознает свою беспомощность и с каждым днем все сильнее эмоционально привязывается к матери.
Каждое новое умение сначала очень радует грудничка, например, первый переворот со спины на живот. Когда в очередной раз у него этот трюк не получится, младенец с присущим ему максимализмом примется кричать.
Скачки роста называют кризисами, потому что в определенные моменты психика малыша не выдерживает колоссальной нагрузки. Ребенок вынужден резко реагировать истериками на изменения в организме и бесконечно поступающую информацию в огромных количествах.
Физиологическое развитие детей до года
Стремительное развитие можно легко связать с календарем скачков роста у детей до года. Всего за год груднички вырастают более, чем на 20 см. Стремительно увеличивается обхват головы, по которому можно судить о том, насколько быстро растет мозг ребенка.
Нормы развития ребенка от плода в животе до года новорожденного
Физическое развитие детей первого года жизни
Возраст, мес.Приобретенные физические навыкиОтличительные черты возраста
1 | В этом возрасте заканчивается период новорожденности, ребенок больше не концентрируется на безусловных рефлексах. Он учится поднимать голову, лежа на животе. | Ребенку открывается окружающий мир. Он осознает, что, кроме его личных потребностей, есть свет и тьма, тишина и звуки. Это новшество становится толчком к первому кризису. |
2 | Удерживать голову ребенку удается дольше, он начинает понимать, откуда исходит громкий звук, и поворачивает в его сторону голову. | Первая осознанная улыбка говорит о том, что начинает развиваться психоэмоциональное восприятие мира. |
3 | Малыши, лежа на животе, начинают пробовать приподниматься на руках, переворачиваться со спины на живот и обратно. | Любые неудачные попытки будут настоящей катастрофой для грудничка. |
4 | В этом возрасте дети учатся брать некрупные предметы и тянуть их в рот. | Возраст большим количеством нервных срывов не отличается. |
5 | Впервые ребенок пробует занять вертикальное положение, опираясь на подушки или локти. | Отмечается резкая смена настроения малыша, связанная с нежеланием лежать на спине. |
6 | Существенно снижается продолжительность сна, ребенок может сидеть с опорой. | Перестройка режимов сна и бодрствования, а также стремление постоянно сидеть не могут пройти бесследно для психики малыша. |
7 | Умение брать игрушки вносит существенное разнообразие в досуг ребенка. | Грудничок чаще спокоен, чем раздражен. |
8 | Навык вставать с опорой увлекает ребенка, и он не устает тренироваться снова и снова. | Попытки ходить приставным шагом у опоры не всегда венчаются успехом, что существенно расстраивает малыша и нередко становится причиной истерик. |
9 | Уже отчеканенный приставной шаг становится основным занятием. | Большую часть времени ребенок доволен. Он наслаждается умением вставать и передвигаться в вертикальном положении. |
10 | Наскучивший приставной шаг хочется превратить в передвижение без опоры. | Неудачные попытки порождают громкие истерики. |
11 | В этом возрасте дети тренируют прямохождение. | Обычно этот возраст не включает каких-либо кризисных моментов. |
12 |
Важно! Каждый скачок роста у грудничков календарь не может точно предсказать. Нельзя забывать о том, что все малыши индивидуальны и развиваются с некоторыми отклонениями от общепринятых сроков.
Психоэмоциональное развитие малышей
Ребенка укачивает в машине — что делать у детей до 1 года
Новорожденный проводит большую часть времени во сне, его почти не беспокоят звуки. Разбудить ребенка может только резкий громкий звук или яркий свет, направленный прямо на закрытые веки.
В 1 месяц детки начинают видеть окружающий мир, с помощью движения глазных яблок следить за медленно движущимися предметами.
В 2 месяца дети понимают режим сна и бодрствования, у них получается его придерживаться. Первое эмоциональное проявление в ответ на внешние факторы можно заметить именно в этом возрасте.
Первая улыбка
Трехмесячный малыш начинает узнавать свою маму не только по запаху, но и внешне. Ребенка привлекают игрушки.
В 4 месяца дети дольше могут играть самостоятельно, если игрушки расположены близко. Малыш не боится оставаться один, некоторое время может спокойно проводить наедине с яркими предметами.
В 5 месяцев дети хорошо понимают интонацию взрослых, а также узнают себя в зеркале.
Полугодовалый малыш реагирует на свое имя и пробует произносить первые слоги.
С 7 до 8 месяцев развивается способность различать знакомых людей и чужих. Поэтому дети этого возраста неохотно идут на ручки к незнакомым родственникам.
В 9-10 месяцев дети легко узнают бабушку или маму среди людей и могут выразить свою радость, помахав им.
После 11 месяцев ребенок понимает слова-запреты, которые могут его сильно расстраивать. Если он слышит, что ему нельзя что-то трогать или делать, расстройство может оказаться слишком эмоциональным и привести к истерике.
Симптомы скачков роста
Скачки роста у детей до года сопровождаются характерными симптомами. Для каждого возраста могут быть свои отличительные особенности, в основном поведение детей в период кризисных скачков включает следующие моменты:
- Частый плач без видимых причин. Его можно услышать, когда ребенок сыт, не страдает от жары или боли.
- Нежелание отпустить грудь. Высосав все материнское молоко, грудной ребенок продолжает висеть на маме.
- Апатичное отношение к игре. После очередного эмоционального срыва ребенку не хочется познавать мир через игру.
- Постоянное стремление быть у мамы на руках. Малыш, переживая сложные моменты, отказывается оставаться наедине со своими переживаниями. Ему нужен тактильный контакт с мамой.
Просится на ручки
Дополнительная информация! Одновременно с капризностью грудничок обретает беспокойный сон. Часто просыпаясь в плохом настроении, он нуждается в маминых объятиях. Именно поэтому психологи иногда советуют родителям брать детей к себе в кровать, чтобы позволить выспаться всем членам семьи.
Как вести себя родителям в этот период
Родители не должны расстраиваться из-за частого плача ребенка. Маленькому человеку сложно поспевать за стремительно растущим организмом. Увеличивающиеся в размерах кости и мышцы могут вызывать неприятные тянущие ощущения у ребенка. Маме не нужно искать скрытые болезни и лекарства от них.
Если родителям удастся сохранить самообладание и не превратиться в комок нервов, ребенку будет гораздо проще пережить каждый свой кризис. В это время мама может:
- чаше выходить на улицу в хорошую погоду, чтобы отвлечь малыша от его сложных тренировок;
- ласково разговаривать с грудничком, не допускать резкого тона;
- чаще обнимать ребенка, чтобы он чувствовал поддержку родных.
Важно! Труднее всего приходится маме, которая в кризисные для младенца дни должна успевать справляться с домашними делами. Поэтому именно в эти моменты маме требуется помощь папы.
Чем можно помочь крохе
Детскому организму в период активного развития может помочь грамотно составленный список занятий, которые организует мама:
- Увлекательные игры помогут малышу отвлечься от приключившейся неудачи. Мама может активнее проводить обучение ребенка цветам, формам или звукам, в зависимости от его возрастных особенностей.
- Помощь в совершении трюков добавит малышу уверенности. Если мама будет придерживать за руку или подталкивать, когда это необходимо, обеспечивая успешное завершение трюка, у грудничка не будет поводов для расстройства.
- Ежедневная гимнастика, направленная на тренировку мышечного скелета, поможет снять физическую боль, возникающую из-за стремительного роста костей и тканей. Отличным вариантом педиатры считают занятия на фитболе.
- Своевременный отдых – это то, чем должна заканчиваться каждая тренировка.
Занятия на фитболе
Дети до года устают уже через 10 минут после начала занятий. Поэтому необходимо делать перерывы каждые 5 минут, если занятие не очень заинтересовало малыша, и через каждые 10 минут, если игра увлекла младенца.
Таблица скачков роста для грудничков до года
Большинство деток рождается с ростом от 48 до 52 см. Мальчики обычно немного больше, чем девочки. Скачки роста отмечаются у обоих полов примерно в одно и то же время.
Изменение роста по месяцам
В таблице приведены средние значения увеличения длины тела малышей до года. Приведенные данные не стоит воспринимать как точное расписание, однако существенные отклонения от указанных значений могут рассматриваться как повод к обращению к педиатру.
Скачки роста грудничков по месяцам
Возраст, мес.Мальчики, смДевочки, см
1 | 54,5 | 53,4 |
2 | 57,7 | 56,9 |
3 | 61,3 | 60,2 |
4 | 63,8 | 62,1 |
5 | 66,9 | 63,9 |
6 | 67,7 | 66,6 |
7 | 69,6 | 67,4 |
8 | 71,2 | 69,8 |
9 | 72,8 | 70,6 |
10 | 73,9 | 72,1 |
11 | 74,9 | 73,6 |
12 | 75,7 | 74,8 |
Из таблицы видно, что самый резкий скачок роста приходится на первый месяц жизни ребенка. Он за три-четыре недели может прибавить около 3 см в росте. Следующий существенный скачок приходится на интервал между 4 и 5 месяцами для мальчиков и 5-6 месяцев – для девочек.
Как рассчитать кризисную неделю от даты рождения
С помощью специальных онлайн калькуляторов можно рассчитать даты, на которые выпадут особенно кризисные моменты. Зная номера сложных недель, можно легко самостоятельно посчитать и составить свой календарь эмоциональных расстройств.
Интересно! Если ребенок родился раньше или позже срока, с разницей больше недели, тогда отсчет необходимо начинать не от дня рождения, а от предполагаемой даты родов, которую доктор ставил во время УЗИ.
Мамина поддержка
Календарь и симптомы скачков роста у грудничков помогут маме грамотно отделять тревожные сигналы недомогания от кризисов, связанных с развитием ребенка.
Рассчитывая номера непростых недель, мама должна за первый день такой недели принимать не понедельник, а тот день, в который родился ребенок.
Если малыш появился на свет в четверг, значит, с четверга по четверг будет длиться кризисная неделя.
Самыми напряженными считаются следующие номера недель:
Принимая во внимание расчет критических периодов, мама сможет адекватно реагировать на внезапную смену настроения своего грудничка. Расшифровка поведения младенца облегчит мамин труд в поисках лекарства от грусти и поможет ей самой успокоиться. Только счастливая и уверенная в себе мама может обеспечить своему малышу здоровый рост и развитие.
Источник: https://kpoxa.info/uxod-razvitie/skachki-rosta-detey-do-goda.html
Скачки развития малыша. Миф или правда?
Материал взят из приложению по развитию ребенка до года. Рассмотрим его самые важные тезисы.
Что такое скачки роста?
Скачки роста -это периоды интенсивного физического и умственного развития.
Развития ребенка в первый год жизни малыша происходит не равномерно, а так называемыми, скачками.
Всего в течении первого года выделяет 8 скачков, в последующие полгода- ещё 2. Т.е. за 1, 5 года 10 скачков.
Во время таких скачков наблюдается повышенная капризность, плаксивость, требовательность.
Календарь скачков развития
У всех малышей скачки бывают практически в одно и тоже время, говорят специалисты. Даже существует календарь по неделям.
Пользуясь им, следует так же учитывать время рождение малыша относительно предполагаемой даты рождения.
Если малыш родился, предположим на 4 недели раньше, прибавляем к дате в календаре 4 недели. Если позже – наоборот, отнимает.
Опять специалисты отмечают, что этот календарь примерный ориентир, так как каждый малыш развивается индивидуально.
Календарь поможет понять, то, что временное капризное состояние – это норма и связано с интенсивным развитием. Этот период закончится и малыш снова будет в хорошем настроении.
Если смотреть на это календарь, то моя малышка, скорее не вписывается в его периоды. Явный скачок развития у нас наблюдается на 20-ой недели (капризность, не хочет оставаться одна, часто хочет кушать, увеличился рост и т.д.) в календаре отмечен как “спокойный период”.
Как помочь малышу?
- Главное
– стараться дать то, что ему необходимо: внимание, телесный контакт, частое кормление.
В такие периоды мир малыша меняется, единственное стабильное – это МАМА.
- Вполне вероятно, что ребенок будет “висеть на груди
“. И это не только потому что он голоден, а еще для успокоения. - Ребенку необходим контакт
с мамой. Придется чаще брать на руки, обнимать. Можно спеть песенку и станцевать – это отвлечёт малыша. - Сменить обстановку
. Прогулки на свежем воздухе, выход на балкон, купание – всё это тоже снизит напряжение и плаксивость. - Не переутомляться
. В эти периоды психика малыша особенно чувствительна к переутомлениям. Малыш чаще устаёт и ему хочется спать. Следим за признаками усталости вашего малыша.
Что даёт скачок развития?
После каждого скачка мир малыша меняется, появляется новое умение или навык.
5 неделя
.
Младенец отходит от родов, набирает силы. Ребенок начинает лучше видеть и различать звуки, узнавать лица родителей. Мир становится полон новых ощущений, с которыми он не умеет справляться. Ребенок начинает дольше рассматривать предметы, прислушиваться. Некоторые именно на этой недели дарят первую улыбку маме. А кто уже улыбается, будет это делать чаще.
Чем занять?
Разговариваете с младенцем, отзеркаливаете его, повторяйте звуки, которые он издаёт.
8 неделя
.
Малыш отделяет себя от другого пространства, обнаруживает свои ручки и ножки, начинает управлять мимикой, держать голову. Теперь может следить за движущимся предметами, перемещением родителей, поворачивает голову на знакомые звуки, и даже подражать родителям.
Чем занять
? Научить смыкать ладонь вокруг игрушки. Поддерживать стремление изучить свои ручки и ножки. Показать различные предметы, игрушки.
12 неделя
.
Ребенок может замечать простые изменения в звуках, текстуре, вкусе, свете, движении. Малыш начинает понимать, что он сам может взять игрушку. Учится делать плавные движения. Вероятно, что произойдёт первый переворот на живот.
Чем занять
? Поддерживайте “разговор”, гуление, отвечайте на его звуки. Давайте потрогать разные текстуры, формы, приговаривая что это. Поиграйте в самолётик, поднимая малыша, пролетая и приземляя, или в маятник, расскачивая из стороны в сторону, но не сильно.
17 неделя
.
Малыш начинает интенсивно играть с игрушками, подтягивая их к себе, сжимая, поворачивая, пытаясь засунуть в рот.
Ребенок начинает осознавать, что мир существует из предметов, даже если он их не видит.
Чем занять?
Подвесить игрушки, чтобы малыш мог до них дотянуться. Продолжать давать пощупать разные ткани, предметы, материалы. Например, дать пошуршать пакетом. Стимулировать активность малыша, например, погреметь игрушкой сбоку, чтобы он повернулся на звук.
26 неделя.
Ребенок учится координировать движение рук и ног с движением всего тела, начинает изучать взаимосвязи между вещами. Осознает, что есть дистанция от одного до другого предмета. Если, мама отдаляется, его может испугать то, что он может до неё не добраться.
Чем занять
? Учить малыша хлопать в ладоши. Пойте потешки с жестами. Дайте почувствовать разные запахи. Научите стучать предметом о предмет, извлекая звуки. Поиграйте в прятки, положив на предмет платок, и показав как его найти.
36 неделя
.
Ребенок начинает видеть важные сходства и различия разных предметов. Эти изменения затрагивают все виды чувств – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Интенсивное развитие получает речь. Малыш начинает немного больше понимать из обращенных к нему слов. В поведении можно заметить сосредоточенность. Например, тщательно изучать еду во время трапезы.
Чем занять?
Дайте возможность нажать на кнопки и выключатели. Попросить дать какой-нибудь предмет. Догонялки ползком и прятки. Спровоцировать ребенка подражать вам, а вы ему в ответ тоже подражайте.
44 неделя
.
В этот период можно заметить как ребенок пытается созидать, а не только разрушать. Ребенок начинает понимать, что для достижения цели нужно произвести действия в определённой последовательности. Малышу интересно всё, что делаете по хозяйству.
Чем занять
? Рассказывайте, что делаете на кухне и по хозяйству, дайте ему поварежку или тряпку. Называйте и показывайте разные части тела. Заверните игрушку в бумагу, чтобы малыш сам смог её распаковать.
54 неделя
.
Ребенок осваивает задачи. Они, в отличие от последовательности, более сложные. Малыш может думать о целях, например, о прогулке и знать что это обозначает: нужно одеться, выйти за дверь, спуститься по лестнице. Ребенок может настаивать на том, чтобы сделать что-то самостоятельно.
Чем занять
? Играть с водой. Позволять как можно больше делать самому: раздеться, помыть руки, разобрать сумки, что-то принести и т.д. Прятки со стаканчиком. Спрятать что-то под один стакан, переместить стаканы, чтобы малыш прослужил и угадал, где спрятана вещь.
62 неделя
.
Мышление малыша становится более сложным и взрослым. Он обдумывает ходы, строит планы, взвешивает последствия. Может проверять реакцию на действие. Понимает, когда нужно быть дружелюбным, а когда устроить истерику.
Чем занять
?
Дайте прыгать на матрасе, бегать, лазить. Просить малыша назвать предмет. Делайте вместе домашние дела. Дайте возможность играть с песком.
73 неделя
Ребёнок начинает проявлять гибкость. Понимает, что его действия приводят к событиям, что он обладает властью над вещами, что он способен принимать решение. Всё это связано с сознанием своего “Я”. Замечает, что другие люди могут отличные от его предпочтения. Он может утешать, подражать. Развивается фантазия. Усложняется представление о времени, развивается речь.
Чем занять
? Упражнение на равновесие. Рисование, пазлы, книги, мыльные пузырьки, самокат или другой малышковый транспорт. Возможность поиграть с другими детьми, покормить животных.
Конечно, нужно учитывать, что ребенок может капризничать по другим причинам: газики, после прививки, зубки, от недосыпания или голода.
Всё списывать на скачкироста
просто не разумно, в любом случаи приглянуться к ребенку, последить за его поведением и самочувствием необходимо всегда. И при сомнениях проконсультироваться с врачом.
По нашему опыту, мифом
скачки роста и развития назвать нельзя, всё-таки на лицо явные признаки изменения поведения, исключая проблем с животиком и прочее. Так что стоит присмотреться к календарю и советам специалистов.
А у Вашего малыша были скачки роста и беспричинные капризы?
Источник: https://zen.yandex.ru/media/bodrum48/skachki-razvitiia-malysha-mif-ili-pravda-5ee889e57c13c822dba2aefe
Современные измерения
И всё бы хорошо, но неточно, нет никакого деления на мальчиков и девочек.
Современные педиатры пользуются центильными таблицами.
Про то, как читать центильные таблицы у нас есть отдельная статья, но «шпаргалку» я всё же тут оставлю. Так читаются данные всех показателей.
Рост мальчиков от года до двух
Рост девочек от года до двух
Вес мальчиков от года до двух
Смотрите курс «Детский ортопед: о чем НЕ нужно волноваться маме» (бесплатно в ViLine.Клубе)
Вес девочек от года до двух
Зависимость веса от роста (показатели мальчиков от года до двух)
Зависимость веса от роста (показатели девочек от года до двух)
Окружность головы — мальчики
Окружность головы — девочки
Скачки роста у детей после года | Онлайн школа материнства и детства
Вашему малышу исполнился годик! Из крохотного комочка он превратился в шустрого карапуза, который самостоятельно передвигается по дому и даже произносит свои первые слова. Именно в этом возрасте малыш проходит еще несколько скачков развития, которые подтолкнут его к новым открытиям.
Временные периоды
У детей в возрасте 1-1,5 лет происходит три скачка развития:
- Скачок развития в 12 месяцев (8 скачок), продолжительность 3-6 недель. На 55-ой неделе кризис достигает своего максимума.
- Скачок развития в 15 месяцев (9 скачок), его продолжительность составляет шесть недель, достигая своего пика на 64-ой неделе.
- Скачок развития в 17 месяцев (10 скачок) , этот кризис длится около четырех недель, достигая максимума на 75-ой неделе.
Причины:
Как и прежде, кризисы роста у детей после года имеют ряд схожих причин:
- Очень большой поток информации, с которым маленький организм порой не в силах справиться.
- Появление новых возможностей для самостоятельного изучения мира.
- Резкое изменение восприятия окружающих предметов оказывает ощутимое давление на психическое состояние ребенка.
Признаки
Наверное, каждая мама замечала резкие изменения в поведении своего малыша, когда обычное действие или ситуация вызывали нестандартную реакцию ребенка. Чаще всего это сигнализирует о том, что начинается очередной скачок развития.
Давайте рассмотрим подробнее общие признаки, которые характеризуют скачки роста у детей после года:
- Малыш не хочет отпускать маму от себя, просится на руки, буквально повисает на ней. Карапузу необходимо периодически обнимать и прижиматься к ней, это дает чувство защищенности и успокоения.
- Ухудшение аппетита. Ребенок отказывается от привычной еды, может кушать только то, что ему очень нравится.
- «Моя мама!» Малыш сердится и ревнует маму к любому, кто пытается с ней контактировать.
- Частые капризы и слезы без повода. Сюда же можно отнести и скачки настроения, когда веселый довольный малыш через несколько секунд беспричинно начинает хныкать.
- Ребенок требует развлечений и игр со взрослыми.
- Апатия. Может проявляться в «зависании» ребенка на одном предмете, а также в резкой задумчивости посреди игры.
- Малыш может проявлять стеснение даже при знакомых ему людях.
- Малыш проявляет своеволие — кричит, падает на пол, желая добиться своего.
Сон малыша
Как в любой кризис, качество сна в этот период заметно ухудшается. Малыш трудно засыпает, его сон становится поверхностным и беспокойным. Частые пробуждения ночью и сокращение дневного сна уменьшает его общую продолжительность. Таким образом, скачок развития часто приводит к недосыпу у ребенка.
Чтобы нивелировать негативные проявления кризиса, постарайтесь помочь ребенку успокоиться перед сном. Самым лучшим выходом будет заранее подготовить малыша к укладыванию, в том числе проверить внешние условия сна — температура, влажность, затемнённость спальни — и устранить недочеты.
Ваша помощь малышу
Для того, чтобы скачки развития у детей после года прошли как можно более комфортно, постарайтесь придерживаться некоторых правил:
- Уделяйте внимание своему ребенку, когда это необходимо. Он может проситься на руки, ласкаться и бегать «хвостиком», это нормально. Таким образом малыш даёт понять, что ему нужна ваша поддержка и участие. Обнимашки и поцелуи в буквальном смысле помогут пережить очередной скачок роста вашего крохи.
- Совместные игры. Здесь инструментом могут послужить не только игрушки малыша, но и простые бытовые предметы — маленькие помощники обожают подражать взрослым. Песни, потешки, кукольный театр, пальчиковые и ролевые игры — все это способствует развитию малыша, помогая преодолеть происходящие с ним изменения.
- Свобода действий. Постарайтесь не ограничивать маленького исследователя в изучении окружающего пространства и предметов, когда это не угрожает его безопасности.
- Чувства и эмоции. Как правило, годовалый малыш не всегда может правильно выразить свои эмоции, которые буквально переполняют его. Следствием этого становится плач и капризное поведение. Попробуйте научить его выражать свои чувства, показывайте мимикой удивление или сожаление, печаль или радость, когда это уместно.
Результаты скачков роста
Какие же перемены происходят в результате скачков роста у детей после года?
Во-первых, малыш становится заметно более активным и самостоятельным. Годовалый малыш осваивает самостоятельное хождение, пытается кушать сам и подражает взрослым, интересуясь домашними делами. Теперь карапуз способен долгое время играть самостоятельно.
Во-вторых, малыш осознает, что может выбирать в какую сторону ему пойти, какую игрушку взять в ручки. Активно строит в голове логические цепочки, ставит цели и достигает их. Сам мыслительный процесс становится увлекательным для подросшего карапуза.
Темпы развития ребенка после года выражены не так ярко, как стремительный рост до годовалого возраста. Но все же каждый скачок роста преподносит немало занимательных открытий для малыша и его родителей.
Кроме того, скачки роста у детей до года можно рассчитать, используя следующую таблицу:
Источник: https://sonmalysha.ru/skachki_posle_goda
Кризис новорожденности
Среди специалистов принято рассматривать детский кризис, который переживает новорожденный, с физической и психологической стороны. С точки зрения физиологии подразумевается процесс адаптации крохи к новым условиям своего существования, которое кардинально отличается от внутриутробного периода. После рождения малышу, чтобы выжить, нужно самостоятельно делать многие вещи – например, дышать, согревать себя, добывать и усваивать пищу. Чтобы помочь ребенку адаптироваться и сделать протекание этого процесса как можно менее стрессовым, родителям следует выработать спокойный режим дня, обеспечить регулярный сон и полноценное питание, наладить процесс грудного вскармливания.
Развитие ребенка в полтора года и десятый скачок роста
28 Сентября 2018
Ребенок в 1,5 года уже научился ходить, сидеть, немного говорить – развитие идет полным ходом! На 75-й неделе его ожидает еще один важный скачок роста. О нем сегодня и поговорим более подробно, а так же узнаем в какие игры можно играть с ребенком, чтобы помочь ему развиваться интеллектуально и физически.
75-я неделя: новый мир – новые системы!
Не так давно, после предыдущего скачка развития, ребенок открыл для себя сложный мир принципов.
Однако применять их ему пока еще сложно – они не отличались гибкостью и подвижностью, как у взрослых, и с трудом “адаптируются” в соответствии со стремительно изменяющимися обстоятельствами.
На 75-й неделе, возможно чуть раньше или чуть позже, малыш вдруг осознает, что принципы существует не отдельно друг от друга, они образуют сложные системы. Новый мир он будет осваивать еще не один год, однако первый шаг в него предстоит сделать именно в этом возрасте.
Начнется знакомство, конечно же, с себя самого. Ведь организм – это тоже система, с которой ребенку предстоит установить “контакт” в первую очередь.
После этого он непременно осознает, что является челном семьи, состоящей из него самого, мамы и папы, поймет, что его семья отличается от той, которая есть у приятелей во дворе.
Конечно, взрослым это кажется понятным по умолчанию, а вот малыш “открывает” простейшие системы впервые.
В то же время начинают формироваться первые моральные принципы: совесть, нормы поведения и даже ценности. Кроме того, ребенок понимает, что все его поступки приводят к определенным последствиям, появляется чувство ответственности, очерчивается система собственного я.
Кстати, только на этом этапе у малыша появляется четкая грань между понятиями я и ты. Пережив скачок 75-й недели, ребенок начинает понимать, что помимо его предпочтений есть еще и желания окружающих.
Это первый шаг на пути к успешной социализации – и родители непременно должны способствовать тому, чтобы он был успешным.
Новый мир на первых порах кажется непонятным и враждебным. Как и во время предыдущих скачков развития, надежной и безоблачной кажется лишь одна гавань – это мама. Ребенок вновь стремится быть рядом, для того чтобы подзарядиться уверенностью и сделать первый шаги во взрослую жизнь
.
И вновь, как и во время предыдущих скачков, безоблачное бытие сменяется нежданным штормом. Если вы замечаете хотя бы один из перечисленных ниже признаков, то нужно готовиться к тому, что совсем скоро ребенок станет умнее, смышленее и сообразительнее, перейдя на совершенно новый жизненный уровень:
- капризы, постоянное нытье без повода;
- резкие перепады настроения: от безграничной тоски до безудержного веселья;
- отказ играть самостоятельно, потребность в том чтобы рядом был кто-то развлекающий и разделяющий игру;
- стремление постоянно быть рядом с мамой, хождение “хвостом”;
- проявление милоты и ласковости или, наоборот, шкодливости;
- проявление чувства ревности;
- скандалы и истерики;
- проявление осторожности по отношению к посторонним людям;
- выражение протеста против прерывания телесного контакта;
- проблемы со сном, ночные кошмары;
- отказ от еды;
- мечтательность и задумчивость;
- проявление любви к мягким игрушкам.
Что из мира систем доступно ребенку на данном этапе
После скачка 75-й недели ребенку доступны далеко не все системы. Он медленно, но верно начинает открывать для себя лишь некоторые из них, формировать свои предпочтения и взгляды.
- Совесть и границы дозволенного.
В этом возрасте ребенок словно пробует – что ему можно, а что нельзя. Он сам для себя формирует жизненные правила.
- Я – это я.
Пережив очередной скачок, малыш учится контролировать свое тело, начинает проявлять волевые качества, учится не только принимать решения, но и нести за них ответственность. Кроме того, он осознает понятие “собственности” и разделяет границы между своим и чужим.
- Далеко – это не навсегда!
Не так давно человека, пропавшего из поля зрения, ребенок считал ушедшим навсегда. Теперь он понимает, что это не так. Одновременно приходит осознание того, что пропавшего искать не только за тем углом, куда он завернул, но и в других доступных местах.
- Ты да я.
Именно в возрасте 1,5 лет ребенок осознает, что между ним и другими людьми есть определенные различия. Ему становятся интересны игрушки-человечки, совершающие действия.
- Другие живые существа.
Малыш изучает их тщательно наблюдая и делая выводы.
- Семья.
Еще одна истина, которая открывается ребенку – что его семья это единое целое, и она может отличаться от той, которая есть у друзей, у родственников, у соседей.
- Дом.
Ребенок начинает понимать, где находится его дом. Он мысленно создает карту окружающего пространства и отмечает на ней “родную” точку. Это – одна из самых сложных систем, которую предстоит открыть в этом возрасте.
- Порядок должен быть во всем!
Этот момент – один из самых приятных для родителей. Стремление все уложить на свои места и систематизировать вновь “повторится” не скоро.
- Великая сила искусства.
Пережив скачок 75-й недели, ребенок начинает по-настоящему “творить” – не просто держать в руке карандаш, но и рисовать машины, дома, а также другие предметы.
- Речь.
Система приходит и в эту сферу жизни ребенка. Он начинает связывать слова в предложения, а, соответственно, четко выражать мысли.
- Время.
В этом возрасте малыш начинает понимать, что такое прошлое, а что такое будущее, и что между ними есть определенные различия.