Как отучить ребёнка от рук: причины привычки и способы её преодоления


Пословица «Своя ноша не тянет» совсем иначе воспринимается родителями маленьких детей, которые хотят находиться на руках постоянно, а попытки воспрепятствовать этому вызывают негодование и слёзы. Вполне нормально взрослым чувствовать себя растерянными: чувство любви и жалости к страдающему ребёнку борется с ответственностью за приучение маленького человека к самостоятельности, боязнью разбаловать или стать объектом неосознанной детской манипуляции.

Что значат мамины руки для ребёнка?

За девять месяцев нахождения в материнской утробе кроха привыкает к тесноте матки, биению женского сердца, равномерному покачиванию, определённой температуре тела, запаху. Подобные условия обеспечивают комфорт и безопасность.
Но в один прекрасный момент всё меняется. Новорождённый оказывается в совершенно незнакомом и непонятном мире, к которому нужно приспособиться. А делать это необходимо с помощью материнской любви и нежности.

Специалисты называют первые 3 месяца «четвёртым триместром». Подобное сравнение вполне уместно, поскольку ребёнок, хоть уже и не связан с матерью пуповиной, полностью зависит в физическом и эмоциональном плане от неё.

Близость материнского тела успокаивает малыша, даёт ему ощущение надёжности. Именно мамины объятия и её забота приводят к возникновению так называемого базового доверия к окружающему миру, которое потом трансформируется в открытость ко всему новому и желание познавать пространство.

Кроме того, нахождение на материнских руках благотворно влияет и на физическое развитие ребёнка.

  • ношение на ручках, вскармливание грудью обеспечивает тесный телесный контакт, что позволяет активно стимулировать развитие коры больших полушарий;
  • также мамины прикосновения способствуют стимуляции кровообращения, совершенствованию эндокринной и нервной систем, развитию иммунитета;
  • если носить ребёнка на ручках правильно, то можно поспособствовать оптимальному формированию у детей опорно-двигательного аппарата, позвоночного столба и тазобедренных суставов;
  • малыш, находясь на ручках, принимает участие в материнской деятельности, внимательно наблюдает за её манипуляциями, что позволяет ему получать большой объём информации и развиваться в интеллектуальном плане.

Чаще всего в шестимесячном возрасте, когда ребёнок приступает к ползанию, начинает активно познавать окружающий мир, понемногу становится более самостоятельным, время нахождения в материнских объятиях значительно сокращается.

Носить грудничка на руках. Полезно или вредно?

Раньше было распространено мнение, чем меньше носить ребенка на руках — тем лучше. Желание младенца «побыть на ручках» считалось признаком его избалованности. Результаты многочисленных исследований доказали обратное.

Поговорим о вреде, вернее мифах о вреде, и пользе ношения грудничка на руках.

— У ребенка возникает привыкание. Психологи считают, что привязанность к маме формирует чувство безопасности, если она быстро откликается. Чем чаще мама подходит к малышу в возрасте до года и устанавливает с ним контакт, тем больше во взрослой жизни у человека будет запаса доверия.

— Впоследствии сложно отучить. Потребность в любви матери у грудничка такое же естественное, как чувство голода. Для понимания процесса можно смоделировать ситуацию и представить, что человеку захотелось кушать. Он приготовил себе обед, но тут подходит «умудренный опытом» советчик и утверждает, что чувство голода должно сопровождать человека всю жизнь и с этими словами забирает еду. Что при этом почувствует проголодавшийся? Примерно так же среагирует и малыш — он просто не поймет, почему мама не пришла и не приласкала.

— Ребенок всегда будет проситься на руки. Проводя вышеописанную аналогию, можно смело задать вопрос: «А разве при приеме пищи не возникает чувство насыщения?» Так и с малышом: он возьмет столько ласки и положительных эмоций от мамы, сколько ему потребуется. Ни больше, ни меньше. Однако дефицит заботы и внимания со стороны матери впоследствии выльется в серьезные проблемы, которые решаются только с помощью психолога.

— Не останется времени на хлопоты по дому. Пытаться переделать за один день сто дел — путь к выгоранию. Можно разумно организовать время, сил хватит и на малыша, и на домашние дела. Не успеваете? Не следует только прыгать выше собственной головы и доказывать что-то окружающим.

— У ребенка будет искривление позвоночника, у мамы — проблемы со спиной. По мнению педиатров, обычное лежание в манеже намного пагубней влияет на развитие крохи. Мышечный и костный корсеты сформируются быстро и правильно, если младенца носят на руках. В этом заключается основная нагрузка на позвоночник в течение первых месяцев жизни. Мама тоже, вряд ли, получит сильные проблемы с позвоночником, ведь малыш набирает вес постепенно, и к этому мамина спина привыкнет.

Чем же отличаются дети, которых мамы много носят на руках, от своих сверстников, лишенных этого? В чем преимущества?

• Они опережают других малышей по показателям нервно-психического развития. Прикосновения — один из важнейших стимулов развития центральной нервной системы. Сигналы от кожных рецепторов поступают в различные центры коры головного мозга, способствуя их интенсивному формированию.

• У «ручных» детей, как правило, быстрее устанавливается зрительный и слуховой контакт с мамой, они раньше понимают чужую речь и успешнее в «производстве» собственной. Кроме того, они демонстрируют богатство эмоций. Находясь рядом с мамой, они постоянно видят проявления ее чувств (улыбку, удивление, радость) и в ответ быстрее учатся выражать свои ощущения: отвечают улыбкой на улыбку, издают звуки, совершают энергичные движения ручками и ножками.

• Они спокойнее. Прикосновения снимают стресс. «Ручные» дети имеют более низкий уровень гормона стресса кортизола. Мамины объятия не только успокаивают младенца, но и снимают болевые ощущения за счет выработки эндорфинов. Поэтому многие женщины инстинктивно прижимают к себе ребенка, когда он плачет — и малыш быстро успокаивается.

• Они лучше себя чувствуют. Отмечено, что у детей, которых мама постоянно гладит и обнимает, реже болит животик, они меньше страдают от колик. Это связано с тем, что при прикосновениях высвобождается гормон инулин, активизирующий работу кишечного тракта. Чем выше содержание этого гормона, тем более эффективно происходит переваривание пищи у малыша. Кроме того, мамино тепло согревает животик крохи, снимая боль.

• Они активнее познают окружающий мир. Находясь на руках у мамы, младенцы лучше взаимодействуют с внешней средой. Во время бодрствования, когда ребенок находится в спокойном состоянии рядом с мамой и не тратит свои силы на плач, он лучше присматривается и прислушивается к окружающим его предметам. С этой высоты младенец может видеть то, что недоступно его восприятию, когда он лежит в кроватке. Если мама ведет активный образ жизни и регулярно носит ребенка, он начинает ощущать себя участником процесса, а не просто наблюдателем. Такие дети впоследствии вырастают подвижными, инициативными и проявляют больше интереса к жизни

• У них формируется тесный контакт с мамой. Постоянная близость с мамой формирует у ребенка чувство полного доверия к ней, между ними устанавливается тесная взаимосвязь. Женщина, которая носит своего малыша на руках, лучше воспринимает его желания, понимает его потребности и вовремя удовлетворяет их.

«Конечно, во всем нужна мера, и круглосуточное ношение ребенка на руках — не самый лучший вариант. Как и везде, в материнстве умеренность, как правило, дает лучшие результаты, нежели фанатизм. Малышу необходима мама, но ведь когда-то нужно учиться обходиться и без нее, а потому нужно обязательно давать ему время побыть одному, оставляя его лежать в детской кроватке или манеже».

До какого возраста можно без всякого вреда брать малыша на руки по первому его зову, плачу? Как минимум от рождения малыша до момента, когда он начинает ползать (6–7 месяцев). С этого времени ребенок хочет познавать все сам, для него расширяется пространство окружающего мира, и он меньше времени проводит у мамы на руках. Продолжительность «ручного периода» индивидуальна у каждого младенца и напрямую связана с темпераментом крохи, особенностями его характера и состоянием его здоровья.

Опыт показывает, что, когда ребенок подрастает, тяга к самостоятельным исследованиям пересиливает желание оказаться у мамы на руках. Он захочет сам познавать мир, сначала ползая, потом бегая и изучая все вокруг. Необходимость в физическом контакте с родителями с возрастом ослабевает, хотя, конечно, материнские объятия требуются малышу и в три, и в четыре года и после.

Потребность в любви — одна из основных потребностей человека. Самый простой способ выразить поддержку и любовь родным — обнять их, а ребенку — взять его на руки.

Желаем вам любви и счастливого материнства! Статью подготовила психолог Благотворительного фонда «Дорога к дому», Белоусова Людмила Евгеньевна.

Как формируется чрезмерная привязанность?

Итак, частое нахождение в материнских объятиях способствует лучшему развитию младенца, формированию чувства защищённости и уверенности в себе. Однако одновременно может возникнуть и привычка к маминым рукам, если не соблюдать некоторые условия:

  1. Некоторые родители стремятся удовлетворить любую потребность новорождённого, откликаясь буквально на каждый писк. Если постоянно держать малыша на руках, когда он бодрствует, можно ненароком сформировать болезненную зависимость.
  2. До четырёхмесячного возраста дети нередко страдают от кишечных колик, сопровождающихся болевым синдромом. Один из способов облегчения состояния – ношение на руках и прикладывание к материнскому животику. Такая помощь часто перерастает в привычку находиться на маминых ручках.
  3. Привычка может выработать и во время болезненного состояния у малыша. Если он температурит, кашляет, плохо себя чувствует по причине режущихся зубиков, то выходом становится укачивание на материнских руках.

Ручной ребёнок понемногу подрастает, трудности первых месяцев жизни уходят, однако зависимость от укачивания и маминых объятий остаётся и только крепнет. Малыш привык к подобному положению вещей и совершенно не желает отказываться от нахождения на материнских руках. Что делать в этом случае?

Как формируется чрезмерная привязанность

Преодолеть — или смириться и утешиться

Давайте подробнее рассмотрим этот механизм. В жизни бывают ситуации, когда что-то идет не так, как нам хочется. У нас не получается что-то, мы что-то важное теряем, наша потребность не удовлетворяется или мы боимся, что такое произойдет в будущем.

Простейший случай: ребенок увидел на полке что-то красивое и блестящее, хочет достать. И не дотягивается. Слишком высоко. Налицо препятствие в удовлетворении потребности — фрустрация. Очень хочу — и не могу взять.

Первая реакция на фрустрацию — мобилизоваться и преодолеть барьер, вставший на пути. Малыш старается еще раз и еще, встает на цыпочки, тянется изо всех сил. Но никак. Тогда он оглядывается вокруг и тащит к полке стул — пыхтит, старается. Он весь собран, устремлен, мобилизован на преодоление препятствия.

Если стул не помог — еще не все потеряно, можно позвать взрослых и попросить их дать эту штуку, такую желанную и нужную. Не дают сразу — постараться получше, понастойчивей попросить.

То есть сначала включается план А — преодолеть, постараться, выложиться. Для этого в организме выделяются гормоны стресса, они усиливают обмен веществ, заставляют быстрее действовать и думать, помогают выложиться в борьбе с препятствием. И в большинстве случаев это завершается успехом — достал, добыл, получил — ура, победа, торжество, стресс сменяется радостью.

Но случается, что барьер не дается. Полез на стул — и упал, ударился. Потянулся — и все равно не достал. Попросил взрослого дать эту штуку, — а он ни в какую, нельзя и точка. Гормоны стресса уже в крови, мобилизация пошла — а победа сорвалась. Что тут делать?

Переходить к плану Б. Смириться с поражением, по крайней мере на данный момент. Принять ситуацию, пережить фрустрацию и утешиться. То есть перейти от мобилизации к демобилизации, выйти из состояния стресса в другую сторону — не в сторону радости и торжества, а в сторону печали и смирения.

Здесь хороший помощник — слезы (психолог Гордон Ньюфелд поэтично называет их «слезами тщетности»). Плач расслабляет, дает возможность «излить» свои чувства, причем в буквальном смысле: со слезами выделяются продукты распада гормонов стресса — кстати, довольно ядовитые в больших количествах.

В случае столкновения с фрустрацией бывает важно уметь как собраться и прорваться, так и смириться и расслабиться. Как говорится в древней молитве «Боже, дай мне силы изменить то, чего я не могу принять, и принять то, чего я не могу изменить». Чаще всего ребенок так и действует: он пробует сначала план А — прорваться, а уж если не вышло, то план Б — поплакать и смириться.

Контейнирование эмоций

Весомые поводы для отучения

Прежде чем задумываться над вопросом, как отучить грудного ребёнка от рук, следует понять, а стоит ли вообще это делать именно в этом возрасте. Как мы уже говорили, следует дождаться определённого срока, когда малыш будет готов к отучению.

Однако бывают ситуации, когда отказ от телесного контакта обусловлен рядом вполне объективных факторов:

  1. Новоиспечённая мама слишком устаёт от домашних хлопот. В такой ситуации следует поговорить с супругом или бабушками, которые могут перенять часть обязанностей. Если же это нельзя реализовать на практике, то нахождение крохи на руках стоит ограничить. Ему нужна отдохнувшая мать.
  2. Ещё одна весомая причина – вынужденный выход матери на работу раньше окончания декрета. В этом случае маму должны заменить бабушки, нянечки. А свою любовь родители будут компенсировать крохе в свободное время.
  3. Некоторые мамочки слишком беспокоятся о своих детях, предпочитая держать их на руках, а не пускать на пол или в песочницу. В такой ситуации начинать работу стоит не с ребёнка, а с мамы, поскольку её тревожность передаётся малышу.
  4. Ребёнок, который уже способен ползать или, тем более, ходить, должен самостоятельно изучать мир, разумеется, под родительским присмотром. Поэтому следует спускать подросшего малыша с рук и отправлять на «покорение» окружающего пространства.

Отдельные матери уверены, что даже новорождённый ребёнок не должен находиться на руках. Это не совсем верная позиция, поскольку появившийся на свет малыш нуждается в телесном контакте с мамой. Всего должно быть в меру, поэтому не забывайте целовать, гладить и поднимать кроху на ручки.

Советы

Малыш держит маму за ноги. так он просит, чтоб его взяли на руки

  1. Готовьтесь к тому, что процесс может быть затяжным. Поэтому крайне важно запастись терпением.
  2. Недопустимо ругать или наказывать карапуза за то, что он просится на руки.
  3. Важно, чтоб в семье присутствовала тихая спокойная атмосфера, отсутствовали ссоры и скандалы.
  4. Недопустимо резко отказывать ребенку в руках. Подобное явление воспримется, как наказание за какой-то проступок. Это может даже травмировать. Родителям необходимо быть последовательными, действовать мягко.
  5. Когда не берете карапуза на руки, продолжайте окружать его своим присутствием, рассказывайте сказки, пойте песни.

Теперь Вы знаете, что делать, если ребенок постоянно просится на руки. Главное понять, что процесс отучения необходим, как Вам, так и малышу. Подобными действиями мы подталкиваем карапуза к самостоятельности и лишаем себя чрезмерной нагрузки на позвоночник. Помните о том, что отучать от рук нужно в подходящее время, не стоит прибегать к этому процессу слишком рано, но и затягивать с ним не нужно.

Как отучить ребёнка от рук?

Чтобы отучить грудничка и ребёнка постарше от родительских рук, необходимо учитывать детский возраст. Соблюдение рекомендаций и советов специалистов позволит матери отдохнуть или выполнить домашнюю работу.

От 0 до 3 месяцев

Вопрос, как отучить новорождённого от рук, некорректен, поскольку, как уже было отмечено, в этот период он связан с мамой в физическом и эмоциональном плане. Важно лишь не превратить естественную потребность в привычку.

  • в 1 месяц накормленный и одетый в сухой подгузник ребёнок способен провести некоторое время без мамы, например, слушая спокойную музыку. Если же малыш начинает плакать, не нужно мгновенно хватать его на руки. Иногда достаточно потрясти погремушкой, чтобы он успокоился;
  • в 2 месяца время активного познания мира увеличивается по сравнению с возрастом в 1 месяц, поэтому держать кроху постоянно на руках совсем не обязательно. Ребёнка можно просто уложить рядом с собой на кровать, гладить его по спине и животу, делать массаж. То есть важно продолжать поддерживать тактильное взаимодействие;
  • в 3 месяца основные рекомендации остаются прежними: тактильное взаимодействие и регулярный массаж. В этом возрасте ребёнок уже начинает активно играть с погремушками и следить за вращением мобиля. Эти игрушки позволят отвлекать кроху, когда он расстроен или чрезмерно возбуждён.

Специалисты советуют соблюдать умеренность в вопросе ношения на руках. Поднимать малыша нужно, когда он сам об этом «просит». Однако не следует дожидаться того момента, когда детский призыв перерастёт в истеричный приступ. Своевременная родительская реакция обеспечит правильное развитие ребёнка и формирование доверия к миру.

От 4 до 6 месяцев

Ребёнку в 4 месяца, конечно же, важно находиться рядом с матерью, однако постоянное стремление быть на руках у него постепенно исчезает. К тому же теперь он может следить за мамой глазками, что порой достаточно для ощущения безопасности.

4-месячный младенец любит играть, поэтому можно отвлекать его внимание с помощью простых развлечений:

  • если лежащий в постельке ребёнок плачет, требует, чтобы его подняли на руки, мама может успокоить кроху с помощью игры «Ку-ку». Родитель прячется за кроваткой, потом появляется и весело произносит «Ку-ку». Обычно малыш мгновенно включается в забаву и начинает улыбаться;
  • в 4 месяца любимыми игрушками младенца остаются погремушки и мобили. Шумящие приспособления великолепно развивают моторику и координацию движений, а мобиль способствует совершенствованию зрительного восприятия. К тому же они прекрасно отвлекают малыша от желания побывать на маминых ручках.

Ребёнку и в 4 месяца важно понимать, что мать рядом, а он в полной безопасности. Поэтому не обязательно брать кроху на ручки, но вот гладить его, целовать и разговаривать с ним нужно постоянно.

В 6 месяцев

В полугодовалом возрасте ребёнка уже не мучают колики, так досаждавшие в 3 и 4 месяца. Однако теперь малыша беспокоят режущиеся зубы. Из-за болевых ощущений кроха может плакать, однако обычно матери уже разбираются, когда слёзы вызваны объективной причиной, а когда детский рёв – всего лишь манипуляция. В последнем случае помогут дельные советы от специалистов:

  • чтобы не таскать увесистого бутуза на ручках, маме лучше прилечь рядом, спеть песенку. Это позволит малышу ощутить присутствие любого человека;
  • приобретите специальный развивающий коврик, который надолго сможет увлечь любящего играть ребёнка. Различные погремушки, подвески, кубики, зеркала – всё это привлекает маленьких исследователей;
  • шестимесячные малыши уже умеют сидеть, а также ползать. Можно попробовать поползать вместе, предварительно застелив пол мягким покрывалом.

Ни в коем случае не оставляйте ребёнка одного на постели, диване или на развивающем коврике. Малыш, изучающий мир, способен заползти куда угодно. Обеспечить безопасность младенцу можно, поместив его в манеж.

В 7 — 8 месяцев

Многие специалисты советуют именно в этот период отучать младенца от рук, если он до сих пор постоянно использует маму в качестве качалки и переноски. Однако действовать необходимо последовательно и крайне осторожно, чтобы не нанести малышу травму.

Берите его с собой, когда готовите обед. Естественно, ребёнка нужно обезопасить от многочисленных опасностей, которые его ожидают на кухне. Например, можно посадить кроху на стульчик для кормления или в манеж, который наполнен игрушками. В процессе готовки с маленьким «компаньоном» разговаривают, рассказывая о приготовлении еды.

С 1 года

Первый юбилей обычно знаменует относительную самостоятельность ребёнка. И чаще всего отучить от рук удаётся гораздо раньше, однако иногда случается так, что малыш продолжает проситься на ручки, а мама вынуждена постоянно укачивать упитанного бутуза.

Для отучения от привычки ребёнка нужно отвлекать с помощью различных игровых приспособлений: детского пианино, машинки, толокара, кубиков и прочих игрушек. Самое главное – нужно помнить, что малыш и в два годика не способен долго играть в одиночестве, поэтому нужно быть рядом с ним в процессе игры.

Помогут справиться с привычкой полезные психологические приёмы:

  • попробуйте отвлечь ребёнка яркой игрушкой каждый раз, когда он начнёт тянуть к вам ручки;
  • нет необходимости по первому требованию поднимать малыша. Лучше присесть рядом, обнять, поговорить, погладить по головке – то есть реализовать потребность в телесном контакте;
  • старайтесь привлекать к воспитательному процессу и других домочадцев. Но важно объяснить им, что нельзя поднимать ребёнка всякий раз, когда он плачет;
  • если же ребёнок упал, стукнулся, нужно посочувствовать ему, взяв не на ручки, а на коленки. Мамины объятия – порой самое лучшее лекарство.

Второй год жизни – время, когда малыши пробуют манипулировать взрослыми, добиваясь своего. Поэтому важно различать, когда ребёнку действительно нужна ваша помощь и поддержка, а когда можно решить проблему «малой кровью».

Почему малыш настойчиво просится на руки?

  • Частая причина — недостаток любви. Психологи утверждают: для ребёнка младше трёх лет быть на руках у взрослого означает чувствовать любовь и защиту.
  • Ребёнок быстро успевает соскучиться по близким людям, ему физически нужны их объятия. Несколько дней отлучки мамы могут так напугать его, что ей надолго будет обеспечен плотный «контроль». Поэтому педиатры рекомендуют налаживать общение со сверстниками как можно раньше, а начинать посещение детского садика с трёх лет.
  • Причиной может быть недомогание, режущиеся зубы или страх: даже умеющему говорить ребёнку трудно выразить тревогу от проезжающей машины или собаки неподалеку. Где найти место безопаснее, чем на руках у мамы или папы? И там лучше обзор: и предметов, и мимики мамы, и глаз окружающих.
  • Малыш просится на руки, потому что ему не хватает тепла и защищённости. У одних детей это выражено слабее, у других — сильнее. Важно удовлетворить эту потребность вовремя. Взрослые, в раннем детстве испытавшие чувство одиночества и покинутости, чаще переживают неуверенность в себе. А школьники с удовлетворённой в младенческом возрасте потребностью в любви лучше общаются со сверстниками и успешнее учатся.

К сожалению, многим взрослым не хватает терпения и желания на первое место ставить эмоциональный комфорт ребёнка, а настоящее общение с детьми подменяется подарками и «обеспечением всего необходимого». Хотя общение и искреннее проявление любви не менее необходимы, чем материальные блага, особенно в раннем возрасте.

Ребёнок держит маму за ногу

Когда не стоит отучать от рук?

Чаще всего сокращают тактильное взаимодействие с ребёнком, когда тому исполняется 7 — 8 месяцев. В этом возрасте он уже отличается самостоятельностью: ползает, сидит, кушает прикорм.

Однако не всегда малыш добровольно соглашается с подобным решением. В этом случае не нужно особо настаивать, чтобы избежать стресса или психологической травмы. Некоторые ребятишки отказываются от маминых ручек только после годовалого возраста.

Не рекомендована спешка в тех случаях, если ребёнок:

  • отстаёт в развитии;
  • перенёс травму во время родов;
  • слабенький или недоношенный.

Если не получается отучить от ручек или вы временно решили отказаться от этой идеи, воспользуйтесь переноской-кенгуру, которым можно пользоваться с рождения и до годовалого возраста. Однако для новорождённого придётся подбирать специальный вкладыш, поскольку держать его вертикально категорически не рекомендовано.

Для перемещения новорождённого лучше использовать специальный слинг: май-слинг, переноску с кольцами или переноску-шарф. Все они представляют своеобразный карман, который формируется путём обматывания тканевого отреза вокруг маминого тела.

Такие виды слингов позволяют совсем маленьким ребятишкам располагаться в горизонтальной позиции у мамы на животе. А вот полугодовалых младенцев уже можно размещать вертикально и за спиной у родительницы.

Кроме того, следует подумать, почему ребёнок устраивает истерики при отлучении от маминых рук. Вполне вероятно, что малыш видит постоянные семейные скандалы или ощущает некоторую отстранённость матери. Помните, что до 7-месячного возраста стоит воздерживаться от отучения детей от родительских объятий.

Когда нельзя лишать материнских рук

Маленький ребенок тянется ручками. Просит, чтоб его взяли на руки

Вы решили отучить от рук грудничка, готовы к тому, что процесс может затянуться, но уверены в своем желании и не хотите пасовать перед желанием ребенка пойти на ручки. Однако, возможны ситуации, при которых необходимо отказаться от своего стойкого убеждения, притормозить процесс отучения:

  • был травмирован во время родов;
  • отстает в развитии.
  • у карапуза режутся зубки, он ощущает сильный дискомфорт, подскочила температура;
  • у крохи колики, сильно болит животик;
  • ребенок заболел – ему крайне необходима материнская забота;
  • Ваш малыш родился недоношенным – лучше повременить с процессом отучивания;
  • вся семья отправилась в путешествие или сменила место жительства – малыш оказался в новой, незнакомой среде, для него это и так стресс, и сейчас он, как никогда, нуждается в ощущении маминой близости, чувстве безопасности.

Как отучить малыша спать на руках?

Если мать в течение всей ночи бродит по комнате с ребёнком на руках, который не желает спать в кроватке, необходимо что-то делать и как можно быстрее. Обычно уже полугодовалый ребёнок способен спать практически всю ночь без пробуждений.

Популярный теледоктор Комаровский убеждён, что если ребёнок засыпает исключительно на руках, виноваты родители, которые неверно организовали дневной режим. При налаживании распорядка обычно проблема исчезает самостоятельно.

Как отучить малыша ночью от рук? Следует придерживаться некоторых рекомендаций от специалистов:

  1. Лучше на некоторое время не укладывать ребёнка днём или существенно сократить послеобеденный сон. Естественно, в этот период необходимо занять малыша чем-нибудь, одновременно отслеживая, чтобы он не перевозбуждался.
  2. Вместо укачивания и держания на руках можно попробовать читать сказочные истории или петь колыбельные. При этом нужно обязательно поглаживать малыша, чтобы компенсировать телесный контакт, к которому он уже привык.
  3. Кладите рядом с ребёнком в кроватку мягкую игрушку. Плюшевый зайчонок скрасит засыпание и поможет избежать ночных кошмаров и страхов.
  4. Даже если вам кажется, что ребёнок слишком нервный, не нужно давать ему седативные препараты. Нельзя предсказать реакцию малыша на любое успокоительное средство, в том числе и валерьянку.

Если у вас никак не получается укладывать ребёнка без укачивания, отмечаются прочие симптомы чрезмерного возбуждения, обратитесь к педиатру. Возможно, придётся пройти обследование и последующее лечение.

Когда начинать

До 6-8 месяцев отучать от рук ребенка вредно. Младенцу важно ощущать материнское присутствие. Если строго отказывать ему в этом, то переживаемый им стресс может отразиться на еще не устоявшейся нервной системе. Быть на руках у матери, ощущать ее присутствие и защиту – это психологическая потребность новорожденного. Если ее не удовлетворять, то малыш будет беспокойным и неуравновешенным.

малыш и мама

Если малыш еще мал, но вы нуждаетесь в освобождении рук для того, чтобы заниматься своими делами, попробуйте использовать слинг. Так новорожденный будет постоянно с вами, ощущая материнское тепло и с интересом изучая окружающий мир. Попробуйте переложить часть обязанностей по хозяйству на близких или перенесите их выполнение на то время, когда с грудничком может побыть папа.

В том случае, если вашему ребенку больше года, он уверенно ходит, но при этом не слезает с ваших рук – вы должны озаботиться приучением его к самостоятельности. Вес детей к этому периоду жизни уже довольно значительный, и ношение таких тяжестей может пагубно отразиться на спине молодой мамы.

Краткое резюме

Итак, подведём краткие итоги нашего разговора, сформулировав основные моменты:

  • новорождённый ребёнок жизненно нуждается в материнских объятиях;
  • привычка находиться на руках формируется в первые месяцы жизни, если малыш болеет или мама ощущает повышенную тревожность;
  • зависимость не означает, что матери нужно забросить все дела, чтобы носить малыша на руках в течение всего дня;
  • оптимальный возраст для начала отучения – 7 — 8 месяцев, однако ориентироваться стоит всё же на самого ребёнка, его индивидуальные особенности;
  • продолжительность отучения и сам результат будет зависеть от характера малыша, силы его привычки и маминой настойчивости.

Если вы стремитесь отучить ребёнка от ручек, то стоит подбирать способы, которые позволят максимально безболезненно и без особых проблем избавить кроху от привычки. Самое главное – помните, что малыши растут очень быстро, поэтому, возможно, вы совсем скоро будете с ностальгией вспоминать детские объятия и желание ребёнка побыть рядом с вами.

Резюме

  • Используйте вспомогательные приспособления: слинги, кроватку-маятник, шезлонг, коврик и другое.
  • Не забывайте про частый тактильный контакт: массаж, понлаживпния спинки и животик, качайте на коленях.
  • Применяйте сказкотерапию.
  • Отучать следует не ранее 6-7 месяцев.
  • Срок от учения зависит от маминой настойчивость и индивидуальных особенностей ребёнка.
  • Если ребёнок часто капризничает без повода, его часто треводат болевые ощущения, отлижите ненадолго данную затею
  • Ребёнку очень важно находится в маминых объятиях. Так формируется уверенная личность.

Дети растут очень быстро и однажды вы будете вспоминать с теплотой как малыш нуждался в ваших руках и объятиях. Пусть малыш чувствует вашу заботу!

[media=
https://youtu.be/2t6Ya0sbY0c
]

Последствия постоянного пребывания на руках

В первую очередь, от того, что мама постоянно носит грудничка на руках, нередко совершая покачивающие движения, появляется боль в спине и коленях. По мере роста ребенка увеличивается нагрузка на руки, хрупкие девушки отмечают продолжительные боли в мышцах предплечья.

Как отучить ребенка от грудного вскармливания ночью

Кроме очевидной физической усталости, мама не имеет возможности принять ванну или душ, заняться своим внешним видом, ей очень сложно заниматься делами на кухне, когда одной рукой все время приходится придерживать малыша.

Ребенок, пребывая у мамы на руках, теряет возможность развиваться физически. Когда другие дети лежат в кроватке, они:

  • изучают свое тело, рассматривая ручки;
  • тренируются переворачиваться, поднимая ноги вверх;
  • пробуют тянуться за игрушками;
  • знакомятся с работой мобиля, подвешенного над кроваткой.

Грудничок, который не слезает с рук, большое количество времени пребывает в одной позе. Он лишен возможности учиться переворачиваться и отстает в физическом развитии от своих сверстников.

Важно! Главная опасность постоянного ношения на руках заключается в том, что мама заходит на кухню, чтобы что-то поставить вариться на плиту, размешать или разрезать. Ребенок в этот момент подвергается страшной опасности. Педиатры убеждают молодых мам не брать с собой детей на кухню. Лучше оставить малыша кричать в кроватке, чем потом лечить его от ожогов.

Советы доктора Комаровского

Пользующийся авторитетом среди мам педиатр Комаровский рекомендует с самого начала не допускать ситуации, когда ребенок прикован к маминым рукам круглосуточно. Он призывает родителей научиться распознавать причины плача, чтобы без необходимости не хватать детей на руки. Прежде, чем вынимать младенца из кроватки, нужно определить, из-за чего он расплакался:

  • как давно ел – если еще не прошло два часа, значит, он не голоден;
  • какая температура в комнате – если выше 22˚C, ребенку жарко, особенно, когда на нем два слоя одежды и чепчик;
  • пил ли он после еды (речь идет о детях старше 6 месяцев, употребляющих кашу или овощные пюре);
  • не болит ли его живот, это можно определить по особому пронзительному плачу, сучению ножками и отхождению газов;
  • не замерз ли – этот пункт, как утверждает доктор, из области фантастики, потому что детей регулярно перегревают и никогда не переохлаждают, но иметь в виду это стоит, проверив, что температура в помещении не ниже +16˚C, а младенец одет хотя бы в 1 слой одежды.

Проанализировав ситуацию по всем пунктам, можно понять, капризничает ребенок или требует помощи. От этого зависят дальнейшие действия родителей, которые решат, брать на руки или погладить по спинке или животику, после чего пойти заниматься своими делами.

Существует три правила отучения от рук:

  1. Если решили отучать, нельзя ни разу идти вразрез со своим решением;
  2. Если мама не берет на руки капризного ребенка, то не берут и все члены семьи;
  3. Даже ночью новорожденный может быть вынут из кровати только для кормления, после чего отправлен обратно до следующего приема пищи.


Счастливая семья

Потерпев всего 2-3 дня, родители смогут обеспечить себя спокойным сном, свободным временем и крепкими нервами. При правильном подходе к воспитанию своего ребенка не возникнет страхов перед появлением второго малыша в семье. Материнство может быть счастливым только при наличии у родителей здравого смысла.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: