Консультация на тему: 9 простых советов как приучить ребенка помогать по дому консультация на тему

Тема помощи детей по хозяйству регулярно обсуждается на родительских форумах. Мнения самые разные: от «Пусть лучше учится, еще в жизни наубирается» до «Меня в детстве приучали, и я буду приучать». Для тех, кто еще не решил для себя окончательно, нужны ли ребенку постоянные домашние обязанности и надо ли платить ему за хозяйственные дела, — советы психолога.

«Как не превратить приобщение детей к хозяйственным домашним делам в бесконечное противоборство с родителями? Как сделать это органично?»

2-4 года

Если вы решили приучать малыша к домашним делам, то лучше начинать именно с такого раннего возраста. Ведь именно в это время у ребенка желание помочь родителям в их делах возникает само. И очень важно не подавить его. Когда мама или папа говорят, что ему еще рано это делать, и он только все испортит, они делают большую ошибку. Они предпочитают справиться с делом самостоятельно и быстро, и прогонят ребенка.

После этого будет трудно приучить малыша к чему-либо, когда вы этого захотите. Он будет просто отказываться, не умея ничего делать и действовать в команде. В результате вам придется постоянно просить ребенка, чтобы он выполнил ту или иную работу, напоминать ему и даже указывать. Некоторые родители от отчаяния начинают оплачивать детям домашнюю работу.

Маленький ребенок должен учиться чему-то с ранних лет. Пусть это будут самые простые задания, которые станут предпосылкой к чему-то большему в дальнейшем.

Надо напоминать. А платить?

Просить и напоминать — вот два ключевых понятия, связанных с процессом приучения к домашнему труду. Очень часто родители говорят, что чем напоминать ребенку десять раз, лучше все сделать самим. Не лучше! Иначе ребенку очень скоро станет удобно быть забывчивым. Не бойтесь напоминать, иногда можно даже взять ребенка за руку и повести за собой. Не стоит строить иллюзий и надеяться, что, если детей почаще заставлять выполнять работу по дому, это войдет у них в привычку и напоминать им об этом больше не придется. Если ребенок в принципе не склонен к ответственности, странно ожидать, что он отнесется серьезно именно к домашним обязанностям.

Чем старше становится ребенок, тем более серьезную помощь он может оказывать. Но с другой стороны, серьезная работа требует и более серьезного вознаграждения. Может ли ребенок получать за свою работу деньги?

Мне кажется, определить, за какую работу стоит платить, очень просто. Если ребенок выполнил работу, за которую вы все равно кому-то заплатили бы — например, за мойку машины или заполнение документов на компьютере, — то вполне возможно отдать сэкономленную таким образом сумму на карманные расходы сыну или дочери. Конечно, при условии, что работа выполнена хорошо — как выполнил бы ее наемный работник. Но есть дела, которые мы распределяем внутри семьи и никому за них не платим: готовим, убираем, выносим мусор. Маме же не платят за ужин — и сыну не платят за вынесенное ведро.

Хотелось бы подчеркнуть одну мысль: работа ни в коем случае не должна даваться «в наказание», иначе ребенку очень трудно будет почувствовать от нее удовлетворение. Вряд ли ребенок, которого в детстве заставляли стирать носки, если он забывал обуть тапочки, проникнется когда-нибудь любовью к этому занятию. Наказание по определению трудно и неприятно. Тем более что наказание — это всегда требование, а не просьба.

От 6 лет

Это уже достаточно большой возраст, чтобы расценивать ребенка как самостоятельного человека и полноценного члена семьи. Он может принимать участие во многих делах. В своей комнате он должен всегда поддерживать порядок, собираться на улицу самостоятельно.

Доверьте ему уход за питомцами и цветам в горшках. Это поможет ему вырастить более самостоятельным человеком. Он будет более уверенным в себе.

Помощь ребенка по дому: зачем?

Прежде чем начать приучать ребенка к домашнему труду, мы должные четко представлять себе, какую при этом преследуем цель. Хотим ли мы, чтобы ребенок мог обслужить себя в наше отсутствие; получил бы навыки, необходимые для будущей жизни; а может, мы просто хотим сделать его жизнь менее вольготной?

Приучение ради приучения или ради каких-то отдаленных перспектив бессмысленно. Ребенок всегда почувствует, делает ли он что-то нужное, или же он — Золушка, которую заставили отбирать «белое от коричневого», лишь бы чем-нибудь занять.

Другое дело, когда мама говорит: мы — семья и всю работу делим на всех. Когда вам действительно нужна помощь по дому, когда ребенок понимает, что это — реальное дело, он легко и естественно приучается трудиться. Именно поэтому, к примеру, дети охотнее участвуют в домашних делах, если мама заболела.

А вот если ребенка заставляют убирать в своей комнате, когда во всех других порядок наводит помощница по хозяйству, это будет лишь имитацией работы, а дети это отлично чувствуют. Но если попросить ребенка собрать и рассортировать в доме книжки или диски перед приходом помощницы — это уже реальная помощь.

Родители, прежде чем давать ребенку задание, должны продумать, какое ему можно поручить дело, чтобы это не стало просто игрой. Конечно, игра сама по себе — это очень хорошо, но не стоит смешивать ее с реальной помощью. Например, качественно помыть посуду маленький ребенок не в состоянии, для него это игра, зато расставить чистые тарелки в шкафу, разложить по ячейкам вилки и ложки — реальная помощь. Важное отличие игры от настоящей помощи: за помощь благодарят, за игру — нет.

— Дети, а что это у вас в комнате делается? — спрашивает Лена. — О чем ты? — удивляется Сережа. — Все нормально, — пожимает плечами Вова. — Давайте-ка приберем, а то завтра бабушка придет, а у нас грязно. — Ну-у… — морщится Сережа. — По-моему, у нас чисто, — дипломатично заявляет Вова. — Вот это чисто? — Лена поднимает с пола грязный носок и достает из-под кровати тарелку с засохшей едой. — А бабушка не будет заглядывать под кровать, — замечает Сережа. — Пусть она вообще в комнату не заходит, — поддерживает Вова. — Дети, ну что вам — трудно убрать? — удивляется Лена. — Мамочка! Ты даже не представляешь себе, как трудно, — проникновенно говорит Сережа не поднимаясь со стула. — Кто вообще придумал эту уборку? — вздыхает Вова и ложится на кровать.

Преимущества трудового воспитания

Ребенок, которого приучают к домашним делам, не только учится что-то делать. Такое воспитание имеет ряд преимуществ.

  1. Он больше уважает себя и более уверен в своих силах.
  2. Повышается уровень дисциплинированности и организованности.
  3. Умеет достигать результатов и преодолевать трудности.
  4. Повышается самооценка ребенка.

Всему свое время

Приучение детей к труду, отмечает матушка Ольга Стриевская, — это открытый процесс: «Все мы приучаемся к труду до конца жизни. А на своем опыте понимаешь, что и детей надо приучать к труду постоянно. Ведь если в тебе живет леность, то как же не жить ей в твоих детях?» Психолог Евгения Пайсон также считает, что не стоит строить иллюзий и надеяться, что, если ребенка почаще заставлять выполнять работу по дому, это войдет у него в привычку и напоминать больше не придется: «Если ребенок в принципе не склонен к высокой ответственности, странно ожидать, что он отнесется серьезно именно к домашним обязанностям». Каковы же должны быть домашние обязанности, которые ребенок мог бы выполнять с большей или меньшей регулярностью? Это зависит то того, насколько большая семья и насколько заняты на работе родители. Но даже в большой семье домашняя работа для ребенка должна быть с конкретной задачей, с четкими началом и завершением, чтобы он мог увидеть и оценить результат своего труда. Работа не должна быть долгой. В разном возрасте и домашние поручения у ребенка будут разные. Трехчетырехлетний ребенок может помочь маме рассортировать высушенное белье, убрать свои игрушки. Не стоит в этом возрасте затевать с ребенком крупных проектов: просить убрать комнату — для него слишком неопределенная задача. А вот шестилетнему она уже по плечу, только нужно разбить ее на несколько четких этапов: сложить игрушки, убрать вещи, протереть пыль со стола. В этом возрасте дети уже могут убрать что-то не только за собой, но и за другими членами семьи, например книги. В семь-восемь лет ребенку уже можно предложить вынести мусор, попылесосить (он уже сообразит, что не стоит «засасывать» денежную купюру или закатившееся колечко). С этого возраста домашнюю работу можно разделять по половому признаку: мальчиков можно просить помочь маме нести «тяжелые» сумки с продуктами. Даниил Ильяшенко вспоминает, что с семи лет один ходил по просьбе мамы в магазин, при этом оговаривая, что раньше все же было другое время. Мама писала список, что и в каком количестве надо купить, и он вполне с этим заданием справлялся. К мужской работе в семье протоиерея Александра Ильяшенко мальчиков приучал отец. Даниил рассказывает: «Я всегда папе помогал мастерить, сверлить, гвозди забивать, чинить краны, велосипед. Папа многое умел делать сам, и мы для мелких работ не приглашали мастеров. Сначала я смотрел, как что делается, затем помогал — что-то поднести, подержать, а потом постепенно научился делать сам». Нагружая детей домашними обязанностями, не нужно забывать о том, что с семи лет у них появляется новый труд — учеба. И он становится для них главным. В это время как раз и возникают многочисленные конфликтные ситуации между родителями и детьми: родитель видит, что ребенок способен помогать больше, но недооценивает, что он также устает после школы, как после рабочего дня. «Я стараюсь не прибегать к ежедневной помощи по дому тех детей, которые учатся, — говорит Ольга Стриевская. — Они должнызнать, что дома могут отдохнуть перед тем, как сесть за уроки. Конечно, я могу их попросить убрать в своей комнате перед сном, но вымыть за всеми посуду уже не попросишь». «В нашей семье, — рассказывает Даниил Ильяшенко, — у каждого были свои обязанности, их распределяли между нами родители. Кому-то, например, приходилось каждый день выносить мусор, а кто-то мыл коридор два раза в неделю, и это занимало минут пятнадцать-двадцать». Конечно, есть старшие дети, для которых особая радость, когда мама их просит посидеть с малышами, но таких детей не так уж много. Тем не менее очень часто именно такая помощь детей востребована, учитывая и то, насколько малышам приятно, когда с ними общаются их старшие братья или сестры. В этом случае психолог Евгения Пайсон советует поступать так: «Мне кажется, заниматься с младшими братьями и сестрами на регулярной основе — дело родителей, а не старших детей. Если ребенок не хочет постоянно няньчиться с сестрой или братом — это его право. Но мама может попросить его сделать какую-то другую работу, пока она побудет с малышом: разгрузить стиральную машину, почистить картошку, сходить в магазин. Уход за младшими детьми не должен быть переложен на старших без их личной инициативы». И педагоги, и психологи, и родители согласны в том, что для решения проблемы приучения детей к труду нет однозначного рецепта. Наверное, потому, что ее корни лежат в системе взаимоотношений родителей и детей. И начинать строить эти отношения правильно никогда не поздно.

Советы родителям

  • Когда вы обучаете ребенка чему-либо, следует проявлять терпение. Нельзя ждать, что он научится всему мгновенно, и сравнивать его способности со своими. За попытку хвалите его, а не упрекайте.
  • Пусть уборка станет не скучной обязанностью, а развлечением. Нужно лишь проявить терпение и фантазию.
  • Учитывайте предпочтения и пожелания малыша. Пусть он выполняет работу, которая ему нравится.
  • Не стоит оплачивать ребенку домашнюю работу. Таким способом вы создадите проблему, которая будет преследовать вас в будущем.
  • Ни в коем случае не наказывайте ребенка, заставляя его делать что-то по дому. Иначе это будет ассоциироваться у него с негативом. После этого заставить малыша что-то сделать будет непросто.
  • Старайтесь выполнять работу вместе, показывая свой пример. Если что-то не получается, спокойно объясните и покажите, как нужно делать ту или иную работу.
  • Не нужно требовать, чтобы ребенок сию минуту выполнил ваши указания. Он должен знать о своих обязанностях и уметь выбирать время для их выполнения. Если вам нужна его помощь, спокойно попросите.
  • Если вы хотите вырастить трудолюбивого ребенка, нужно быть для него примером. Проявите терпение, работайте наравне с ребенком. Ваши усилия не пройдут даром, и ваш ребенок вырастет самостоятельным, ответственным трудолюбивым человеком.

0

0

Что и как поручить ребенку

Категорически нельзя говорить ребенку, который только учится выполнять какие-то хозяйственные дела: «У тебя не оттуда руки растут, мне все придется за тобой переделывать, проще уж самой!». Если действительно есть необходимость исправить какие-то ошибки, стоит сделать это максимально деликатно: поблагодарить, а потом, не у него на глазах, переделать. Конечно, когда ребенок поймет, что от него требуется, можно и нужно показывать ему его огрехи, но все же делать это так, чтобы у него потом не опускались руки.

Конечно, реальная помощь семье важна, но иногда, особенно для маленького ребенка, это слишком абстрактная вещь, и ему трудно включиться в работу. Нужен стимул. Можно сказать малышу: «Чем быстрее ты уберешь свои игрушки, тем быстрее мы с тобой почитаем». Или: «Твоя задача — собрать книжки и поставить их в шкаф, этим ты освободишь мне время для игры с тобой».

Домашняя работа ребенка должна преследовать конкретные цели, чтобы он мог увидеть и оценить результат своего труда. И конечно, поручения зависят от возраста помощника. Трех- или четырехлетний ребенок может помочь маме рассортировать постиранное или высушенное белье, убрать свои игрушки. Но не стоит в этом возрасте затевать с малышом реализацию масштабных проектов: убрать комнату — слишком неопределенная задача для него. А вот шестилетнему ребенку она уже по плечу, только нужно разбить уборку на несколько четких этапов: сложить игрушки, убрать вещи, протереть пыль со стола. В этом возрасте дети уже могут убрать что-то не только за собой, но и за другими членами семьи, например книги. В семь-восемь лет ребенка уже можно попросить вынести мусор, пропылесосить (он уже сообразит, что не стоит «засасывать» денежную купюру или закатившееся колечко).

Иногда родители просят старших детей позаниматься с младшими. Тут важно понимать: такой уход не должен быть переложен на старших без их личной инициативы, все-таки это — дело родителей. Если ребенок не хочет постоянно нянчиться с сестрой или братом — это его право. Но мама может попросить его сделать какую-то другую работу, пока она побудет с малышом: разгрузить стиральную машину, почистить картошку или сходить в магазин.

Мама – «добрый диктатор»

Когда маме просто необходим идеальный порядок и чистота, то она может попасть в ловушку собственных желаний и постоянно выполнять всю домашнюю работу. Она это будет делать по одной простой причине – так проще и быстрее добиться желаемого результата. Существует только один способ быстро вовлечь и других членов семьи в работу – вежливо просить о помощи, а не приказывать. Следует ввести в правила семьи соблюдение определенной дисциплины взаимопомощи друг другу, когда кто-то просит об этом, а после завершения работы – обязательно благодарить за труд.

Как приучить детей к домашним обязанностям

Одной из важнейших задач современных родителей является научить детей заботиться о себе и своем жилом пространстве. Многие родители не уделяют достаточно внимания этому навыку, и впоследствии таким детям очень сложно приспособиться к самостоятельной жизни уже в своей семье.

Последовательность действий

Для начала следует приучить ребенка убирать за собой. Попробуйте поговорить с малышом и объяснить ему, как приятно, когда все его игрушки стоят на своих местах.

Поможем маме

Мы поможем нашей маме, уберём квартиру сами: перемоем всю посуду, чистота будет повсюду.

Будет чист на кухне стол, вытрем пыль, помоем пол. Уберём свои игрушки, куклы, книги, безделушки.

Нужно маме помогать – все должны об этом знать. Маме будет так приятно, разве это не понятно?

Мы поможем нашей маме, уберём квартиру сами: перемоем всю посуду, чистота будет повсюду.

Будет чист на кухне стол, вытрем пыль, помоем пол. Уберём свои игрушки, куклы, книги, безделушки.

Нужно маме помогать – все должны об этом знать. Маме будет так приятно, разве это не понятно?

Автор: Галина Тютюгина

♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥ ♥

Помощник

Я помощник хоть куда! Где посуда, где вода? Вымыл всё! Но неизвестно, Где на мне сухое место.

Автор : Евгения Урусова


Игорек сейчас моет посуду)


И Руслан тоже помогает бабушке на кухне

Почему дети должны помогать родителям по дому?

Разумеется, ребенок не может выполнять ту же работу по хозяйству, что взрослый человек. Нужно давать ему задания по силам.

  1. Поручив ребенку даже небольшое задание (например, мытье посуды или подметание пола), родители освободят время для себя, для своего отдыха.
  2. Когда сын или дочь помогают вам по дому, они учатся работать в команде. Этот навык очень важен для будущего любого человека. В школе, в университете, на работе всегда придется вливаться в новый коллектив и учиться работать с другими людьми. Будет здорово, если это обучение начнётся в детстве вместе с семьёй, когда при приготовлении ужина происходит распределение обязанностей. Дочь моет овощи, мама режет салат, папа жарит мясо.
  3. Обязанности по дому формируют у ребенка также такие качества, как честность и пунктуальность. Во-первых, мы ждём от малыша, чтобы он всё сделал правильно, без хитростей. А во-вторых, мы ставим ему точные сроки выполнения действий, в которые он должен попасть. Например, убрать свою комнату до ужина.
  4. Есть мнение, что человек не поймёт, как обстоят те или иные дела, пока не попробует их на собственной шкуре. Так же и дети остаются в неведении, сколько сил потрачено на ужин и чистую квартиру, пока сами не испытают это на себе. Узнав, как непросто поддерживать домашнее хозяйство, дети начнут больше уважать родителей за их труд.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: