После рождения ребенка неопытные родители часто тревожатся по любому поводу. Например, почему он так много спит, так много (или мало) плачет? Почему не реагирует на работающий в соседней комнате фен? Почему его глазки постоянно «разъезжаются»? Последние два вопроса точно не возникнут, если родители будут знать, когда их новорожденный кроха начинает видеть и слышать.
Формирование слуховой функции
Возможно, вы удивитесь, но слышать малыши начинают еще в утробе матери. Органы слуха формируются рано — еще на 5 неделе беременности образуются зачатки будущих ушек, а, точнее, внутреннего уха. В 7 недель формируется среднее ухо, а затем и ушная раковина. Твердыми ушные раковины у плода становятся лишь незадолго до рождения.
Важное для обретения возможности слышать внутреннее ухо завершает свое формирование на сроке около 19 недель. А ушная раковина и после рождения продолжает оставаться довольно мягкой, слуховой проход узкий, и это исправится самостоятельно лишь к первому году жизни.
Первые звуки в мамином животе дети начинают улавливать после 14 недель. Но пока эти звуки больше напоминают слух пресмыкающегося — плод улавливает вибрации, которые сопровождают звуковые волны. По мере завершения формирования внутреннего уха и отвердевания лабиринта появляется способность слышать лучше. Это происходит после 20 недели, к 26 неделе беременности малыш в животе слышит почти как мы, но с поправкой на то, что находится он все-таки в водной среде.
Он слышит, как стучит мамино сердце и течет по сосудам кровь, как работает ее кишечник. Он слышит ее голос и быстро привыкает к нему. Звуки извне начинают интересовать малыша лишь в последние недели беременности. Ребенок слышит музыку, которая звучит у мамы в наушниках, но только в том случае, если наушники надеть прямо на живот. Если они на ушах у мамы, слышать звуки ребенок никак не может.
Рождается малыш слышащим. Если зрение у новорожденного весьма несовершенно, и воспринимает кроха лишь размытые нечеткие пятна, то со слухом у него все отлично.
Конечно, при условии, что в процессе закладки и развития органов слуха во внутриутробном периоде развития не возникло ошибок и проблем, которые могли отразиться на состоянии слуха.
Слух у плода: плод развивается, слушая музыку
Наверное, вы слышали об „эффекте Моцарта”? Это стимул к тому, чтобы включать ребенку, еще до рождения классическую музыку. Благодаря этому малыш будет иметь более высокий коэффициент интеллекта, а в будущем будет лучше учится.
Ученые (с Альфредом Томасом во главе) доказывают, что стимуляция музыкой влияет на развитие нервной системы плода.
Мозг ребенка учится принимать и обрабатывать звуки. Лучше всего стимулирует его классическая музыка, которая влияет на правильную работу волн головного мозга и сердца плода. Дети любят произведения Вивальди, Баха, Моцарта, Шумана и григорианские песнопения. Слушая эту музыку, он двигается спокойно.
А когда слышит неприятные ему звуки высокой тональности и низкой частоты, может даже повернуться спиной к звуковой волне. Беспокойство вызывает в ребенке, например, музыка Бетховена и Брамса (может это для него слишком монументально и драматично?).
Однако, прежде чем развивать малыша музыкой, познакомьтесь с выводами ученых из Колумбийского Университета. Работающие там психологи по развитию Уильям Фетер предупреждает беременных женщин, о включении музыки в непосредственной близости от плода, т. е. прикладывая, например, наушники к животу.
По его словам, это может нарушить сон еще не родившегося ребенка и, как следствие, нарушать его рост и развитие. Он объясняет, что ребенок не нуждается в такой „искусственной” акустической стимуляции, малыш должен принимать звуки естественным образом. Кроме того, достаточно включать ребенку музыку по 5-10 минут два раза в день. Одни и те же записи стоит слушать уже после рождения ребенка. Когда вы их включите, малыш успокоится, как по мановению волшебной палочки. Знакомая музыка будет давать ему чувство безопасности. Уже скоро вы сможете узнать это сами.
Источник статьи: https://zen.yandex.ru/media/id/5a880f8b9b403cdd1c766b2e/chast-iii-sluh-u-ploda-kogda-malysh-nachinaet-slyshat-chto-slyshit-rebenok-v-utrobe-materi-i-kakie-zvuki-liubit-5ab53fdc77d0e620019bc042
Скрининг после рождения
В первые дни жизни (обычно после вторых суток) в родильном доме всем новорожденным проводят особое исследование — проверку слуховых способностей или аудиоскрининг. Специальным аппаратом фиксируют ответ волосковых клеток на звуковые раздражители. Во второй раз обследование в рамках скрининга рекомендуется проводить в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, в полгода.
Насколько достоверно такое исследование, сказать сложно. Если бы оно давало максимально точные данные, диагностировать патологии слуха можно было бы до года.
А пока большая часть случаев незначительной сенсоневральной тугоухости и односторонней тугоухости или глухоты (если не слышит одно ушко) выявляются значительно позднее. То есть ребенок, который успешно прошел аудиоскрининг, вполне может оказаться слабослышащим.
В роддоме используют способ задержанной отоакустической эмиссии. Портативный прибор с маленьким тонким гибким зондом называется аудиометром. Одна часть зонда помещается в ушко младенца. Прибор направляет в ушко по зонду звуки. Волосковые клетки во внутреннем ухе улавливают их и усиливают, если ребенок слышит. Если нет, то волосковые клетки сигнала не принимают, импульса нет. Для получения более точных результатов считается оптимальным, если грудничок накормлен и спит.
В выписке из роддома, если приглядеться, можно найти такие обозначения: D (+) =S (+). Это означает, что и на правое, и левое ушко ребенок скрининг прошел успешно. Он слышит.
Если вместо плюсов стоит минус, скрининг показал отсутствие реакции волосковых клеток, а потому ребенку обязательно будет назначено дополнительное обследование.
Свои нюансы есть у скрининга недоношенных детей. Им акустическое обследование проводится не на вторые сутки, учитывая незрелость всех органов и систем, в том числе и органов слуха, а на любой день после 2-4 недель жизни.
В группе риска по возможным патологиям находятся дети, родившиеся у глухих или слабослышащих родителей, а также дети, которые родились от беременности, в ходе которой женщина переболела инфекционными вирусными заболеваниями, особенно если это случилось на ранних сроках.
Аппаратные обследования
Скрининг позволяет достаточно точно определить нарушение возможности недавно появившегося ребенка слышать еще в роддоме. По результатам процедуры врач может определить, где в организме ребенка произошли изменения, мешающие воспринимать звук.
Правильно проведенное обследование, профессионализм врача позволяют точно определить, на каком именно участке слухового отдела возникли изменения, выстроить эффективную и результативную схему лечения.
Первое скрининговое обследование проводят до выписки ребенка из роддома на протяжении первой недели жизни. Это обследование является стандартным и входит в программу обследования новорожденных
Для обследования детей применяют 2 различных способа:
- исследование реакции слухового ствола ЦНС (по международной терминологии АВR);
- акустической эмиссии (ОАЭ).
Тест, которым проверяют слух у новорожденного, избирается, исходя из методики, применяемой в лечебном учреждении, наличия аппаратуры и уровня профессиональной подготовки врача. Оба способа не травмируют ребенка и являются точными, но различаются по технологии проведения. В некоторых случаях новорожденному необходимо пройти оба теста.
Как проверить в домашних условиях?
Все родители новорожденных, так или иначе, пытаются самостоятельно понять, как видит и слышит малыш. В домашних условиях поможет такой метод, как наблюдение за реакцией ребенка на звуки. Поведенческий метод лишь приблизительный, неточный, ведь в случае обнаружения некоторых отклонений он не может показать, насколько значительна потеря слуха, чем она вызвана. Но от домашней проверки такое и не требуется.
Проверить слух самостоятельно родители могут для того, чтобы обратиться к врачу в случае получения сомнительных или неудовлетворительных результатов. Не нужно ждать, когда чадо подрастет. Для нормального психического развития и развития речи важно слышать, а потому коррекция слуха возможна и в грудном возрасте: детям устанавливают слуховые аппараты (ушные корректоры), проводят операции по восстановлению ушной раковины, если есть пороки наружного уха.
Есть масса способов помочь ребенку, но помощь будет полезнее, если она оказана как можно раньше.
Если ребенку уже есть месяц, можно попробовать применить поведенческий метод. Он основан на определенных реакциях малыша на звуки. Важно, чтобы ребенок был в состоянии покоя, сухой и сытый.
Сначала производите разные звуки со стороны правого ушка, а потом — со стороны левого. Начните с хлопков в ладоши с расстояния около полуметра. Потом проверьте, как ваш малыш воспринимает более тихие звуки, например, звук погремушки (игрушку выбирайте с изначально негромким звучанием). Высокие частоты можно проверить при помощи манной крупы, которую мама может насыпать в пустую металлическую баночку. Потрясите такой банкой недалеко от ушка — высокочастотный звук крупы грудничок может уловить только с близкого расстояния.
Как понять, что ребенок воспринимает тот или иной звук:
- он оживляется на звук синхронными взмахами рук и ног;
- он замирает и пытается обнаружить источник странного звучания;
- малыш широко раскрывает глаза, меняет выражение лица;
- у крохи меняется частота и глубина дыхания.
Домашние тесты на проверку слуха никогда не проводят детям, которые болеют, у которых колики или режется зуб, если малыш голоден или не выспался. Любой дискомфорт, который чувствует малютка, повышает вероятность неправильной поведенческий реакции на звуки.
В первый месяц жизни дети почти не различают низкие частоты, для них более привычным является высокочастотный диапазон. Если тесты проводят детям от 3 месяцев и старше, то к перечню реакций добавляют такой важный признак, как поворот головы к источнику звука.
Методика проверки слуха, основанная на воспроизведении разных звуков по частоте, называется методом Калмыковой. Для такой проверки вам понадобятся три пластиковых емкости, которые на треть предлагается заполнить манной крупой, гречневой, и горохом. Это и будут высокие, средние и низкие частоты. Для проверки в помощники придется привлечь папу или бабушку. Пока один отвлекает внимание ребенка яркой игрушкой, необычным предметом, второй в полуметре от правого, а потом от левого уха трясет банкой. Начинают с манной крупы (то есть с высокочастотных звуков), потом берут гречку, и в последнюю очередь — горох. Между сменой банок делают перерыв на пару минут.
Тест считается пройденным успешно, если ребенок, пусть и не отвлекаясь от игрушки, реагирует (даже кратковременно) на звук круп в банках. Он может на секунду замереть, повернуть головку и посмотреть на банку, начать искать глазами источник звука, изменить выражение лица. Если реакции нет вообще, следует показать ребенка ЛОРу и сурдологу.
Проверка внутреннего уха (ОАЭ)
Чтобы проверить, как реагирует на звук непосредственно слуховой аппарат, используют метод отоакустической эмиссии, определение этого проводят на специальном диагностическом аппарате.
Для получения правильного результата ребенок должен спать. Прибор, состоящий из динамика и микрофона вкладывают в ушко грудничка. Звук передается через устройство в мозг, параллельно генерируется еще один звук, который не транслируется по нерву. Этот эффект носит название отоакустической эмиссии.
Программа тестового компьютера позволяет определить, на какие звуки слуховой аппарат ребенка дал ответ, качество и количество этих ответов.
По результатам теста ребенок должен реагировать на силу звука, которая позволяет различить тихую речь. Скрининг проводится на протяжении 10 минут.
Возможные проблемы
Проблемы со слухом у новорожденных и грудных детей могут быть различными. Причина отсутствия слуха в тяжелом случае кроется в аномалиях слухового нерва или слухового центра головного мозга, а может быть и следствием механического повреждения — мама чистила ребенку ушки ушными палочками и повредила перепонку.
Во втором случае порой бывает вполне достаточно прочистить слуховые ходы, покапать капли, и все проходит. Но чаще в случае с тугоухостью медикаменты малоэффективны, особенно если тугоухость врожденная. Прогнозы, увы, неутешительные. Вылечить заболевание нельзя, но можно существенно повысить качество жизни ребенка, дать ему шанс нормально развиваться, научиться говорить, адаптироваться в обществе. В этом помогут сурдологи и слухопротезисты.
Дать ребенку возможность слышать могут правильно подобранные слуховые аппараты, операция кохлеарной имплантации. Отзывы о таких методах хорошие, ведь они дают слабослышащим детям реальные шансы на нормальную и полноценную жизнь.
О ранней диагностике нарушений слуха рассказывает специалист в видео ниже.
- Новорожденный
- Рефлексы
- Шкала АПГАР
- Когда начинает слышать и видеть
- Уход
- Подгузники
- Пеленание
медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей
Как определить, слышат ли новорожденные дети: совет специалиста
Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! С вами — Ирина Иванова, и сегодня, как, впрочем, и всегда, нас ждет очень интересная тема для обсуждения. Давайте поговорим о том, слышат ли новорожденные дети. Я задумалась об этом после того, как моя знакомая, которая недавно стала мамой, уверенно утверждала, что ничего эти крошечные мальчики и девочки не слышат.
А иначе, почему в детской палате роддома, в которую она заглянула, одни малыши крепко спали, когда их соседи в предвкушении кормления начинали плакать? Ведь, по ее словам, если бы у них имелся слух, от шума проснулись бы все. Я стала собирать информацию, листала медицинские журналы, беседовала с неонатологом и педиатром, и все, что узнала сама, хочу рассказать вам.
Он слышит еще до рождения?
Да, именно так, малыш начинает воспринимать звукочастотные колебания еще во время внутриутробного развития. Это происходит между 20 и 28 неделями беременности. Возможно, плод приобретает слуховую функцию еще раньше, но именно в этот период исследователям удалось установить связь между изменением его пульса и движений и звуковыми вибрациями извне.
Не надо забывать, что все звуки доходят до ребенка, ослабленные брюшной стенкой матери и амниотической жидкостью матки. То есть, он слышит шум ее сердцебиения и громкие звуки извне, интенсивность которых снижена примерно на 30-70 децибел. Это первый слуховой опыт малыша, с которым он появляется на свет.
Метод Калмыковой
Более сложная методика разработана врачом Калмыковой и предполагает использование предметов, которые создают различный по силе звук. Для изготовления анализаторов используют одинаковые банки из пластика, на треть заполненные в каждом доме манкой, гречкой и горохом.
С малышом работают 2 человека – один играет с малышом, показывая ему красивую, ярко раскрашенную игрушку, второй – на расстоянии 10-15 сантиметров трясет банкой с крупой над ухом ребенка. На каждом этапе проверки используют различные банки. Первой используют емкость с манкой, затем с гречкой, в последнюю очередь – с горохом. Между тестами делают минутный перерыв. В каждом периоде развития младенец реагирует на разную интенсивность звука – до 6 месяцев это 70 децибел.
Нормальный ребенок заинтересуется игрушкой, но одновременно будет реагировать на звук банки с гречкой и горохом, если реакция не появится – это должно насторожить родителей.
Если у ребенка обнаружен дефект слуха – это не повод впадать в отчаяние. Современные методики лечения и протезирования позволяют такому малышу быть полноценным членом общества.
Все ли звуки нравятся новорожденному?
Часть читателей может сказать: «О чем вы говорите? Как что-то может нравиться или не нравиться новорожденному? И, вообще, еще надо доказать, видят ли и слышат ли что-нибудь дети, только что появившиеся на свет!»
А, между тем, исследователи выявили некоторые закономерности в восприятии звуков, появившиеся с первых часов жизни ребенка:
- Детям приятны звуки с низкой частотой (ниже 500 герц), он вызывают выраженную реакцию в виде безусловных рефлексов – кроха успокаивается, останавливает сосательные движения. Вот почему малышам нравятся мужские и низкие женские голоса.
- Новорожденные беспокоятся, у них меняется частота дыхания и пульса в ответ на слышимые ими звуки высокой частоты (выше 1000 герц).
- Оба типа реакции более выражены в ответ на речеподобные звуки.
- Громкие звуки, возникающие внезапно, вызывают рефлекторное вздрагивание, плач.
Адаптация к внешней звуковой среде происходит на протяжении первого месяца. Это врожденное качество направлено на совершенствование слуха. К концу первого месяца малыш уже знает, как определить из звуковой массы голос матери, даже искаженный фильтрами или записанный на звуковые носители.