Сон ребенка на руке у мамы: поза для кормления и сна


Как безопасно взять младенца и положить его обратно

Чтобы поднять лежащего ребенка с кровати или другой поверхности, следует по возможности перевернуть его на спину и уже в таком положении начинать брать на руки. Самый удобный и безопасный способ — подложить одну или сразу две руки под голову, шею, позвоночник и попу малыша и начинать приподнимать. Из этой позиции уже можно перекладывать новорожденного из одной позы в другую. Весь процесс должен быть спокойным и без резких движений.

При этом важно помнить, что пока малыш не держит голову (обычно это длится до 3–4 месяцев) и не окрепли его мышцы живота и спины, нужно всегда поддерживать его за голову и позвоночник.

Ни в коем случае нельзя брать новорожденного просто за руки, так как в этом случае может быть вывих или повреждение связок.

Чтобы положить ребенка, например, обратно в кроватку или на пеленальный столик, стоит делать это так же аккуратно и неспешно, придерживая его головку и попу. Чтобы ребенок не сорвался с рук и не почувствовал резких движений, родителям следует наклониться всем корпусом, чтобы безопасно опустить малыша. Когда новорожденный соприкоснется с горизонтальной поверхностью, можно потихоньку убирать свои руки из-под его тела.

Развивающие занятия

Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.

  • массаж и гимнастика. Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
  • максимальный тактильный контакт. Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
  • игрушки. Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
  • речевое общение. Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
  • стишки-прибаутки, потешки. Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
  • «Ку-ку». На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

Как правильно держать новорожденного на руках: популярные позы

Существует несколько поз, в которых можно удобно и безопасно держать маленького ребенка. Выбор каждой из них зависит только от того, что намерены делать родители.

Колыбелька

Эту позу можно использовать как с малышами с первых дней их жизни, так и с детьми постарше. При таком положении родители одной рукой держат попу и спину новорожденного, а его головку кладут себе на локтевой сгиб другой руки.

Позиция подходит для укачивания, кормления и даже прогулок по дому или на улице. Можно принять ее стоя или сидя.

Выбирая такую позу, нужно следить, чтобы ребенок не находился в ней больше 5–10 минут на одной руке: если новорожденный будет долго смотреть в одну сторону, то это может привести к кривошее и неправильному формированию позвоночного столба. Поэтому следует постоянно чередовать руки: носить малыша то на правой, то на левой руке.

Столбик

Это положение также является универсальным: и для младенцев 0+, и для малышей постарше.

Чтобы держать ребенка в такой позе, родителю необходимо одной рукой положить его подбородок к себе на плечо, придерживая при этом головку, а другой держать всю область позвоночника. Если же хочется повернуть малыша лицом от себя, то на плечо уже стоит положить головку крохи, а двумя руками поддерживать его грудь и живот.

Эту позу можно использовать во время прогулки, убаюкивания новорожденного или после кормления, чтобы он смог отрыгнуть лишний воздух.

Чтобы положение было максимально безопасным, стоит учесть один нюанс: важно, чтобы ребенок немного висел на одной руке мамы или папы. Бывает, что родители допускают ошибку, полноценно сажая малыша попой на руку. Так как позвоночник у новорожденного еще слабый, а мышечный корсет еще не может удержать его, то такая нагрузка может навредить крохе, поэтому садиться даже таким образом малышу в раннем возрасте нельзя.

Лицом к лицу

Эта позиция больше всего удобна именно в первые месяцы жизни ребенка.

При этой позе мама или папа находятся в положении стоя. Одной рукой они должны держать голову, шею и спину младенца, а другой — его попу. Малыш в это время располагается горизонтально — животом вверх. То есть ребенок все время как бы лежит на весу.

В этом положении идеально налаживать контакт со своим ребенком: что-то рассказывать ему и говорить слова любви. А новорожденный, в свою очередь, сможет в такой позиции еще лучше разглядеть лицо родителей.

На коленях

Положение схоже с позой «лицом к лицу», но за исключением нескольких моментов: во-первых, родители принимают его уже сидя, а во-вторых, придерживать рукой можно только головку и шею малыша, а его тело — спина и попа — располагаются в это время на коленях мамы или папы.

Важно, чтобы родители при этом сидели устойчиво и безопасно. Для удобства можно немного приподнять колени наверх.

В такой позе можно пообщаться с новорожденным, подарить ему свою улыбку или даже поиграть.

На животе

Эту позу можно принимать уже с двухнедельного возраста малыша, когда его мучают колики и газообразование. Для этого ребенка нужно горизонтально положить животом вниз на полусогнутую руку родителя: так, чтобы его подбородок был рядом со сгибом родительской руки. Второй же рукой мама или папа должны поддерживать животик новорожденного.

В таком положении ребенка можно носить по дому или гулять с ним на улице. Часто мамы выкладывают так малыша после кормления, чтобы он срыгнул лишний воздух.

На бедре

Такая позиция допустима для детей с 6–7 месяцев, когда они могут самостоятельно сидеть.

Чтобы принять эту позу, малышу нужно широко раздвинуть ножки и, одной рукой поддерживая его спину и попу, усадить к себе на бедро. Вторую руку можно даже не использовать, но иногда страховать ребенка ее все же стоит.

Поза позволяет делать родителям многие домашние дела или выходить так с ребенком на прогулку.

Стульчик

Положение подходит для новорожденных старше 6 месяцев, которые уже держат голову и сидят без чьей-либо помощи.

Одной рукой мы поддерживаем туловище ребенка, а на другую руку сажаем малыша: таким образом, чтобы его спина и затылок опирались на родительский живот или грудь.

Поза подойдет для домашних и уличных прогулок. Особенно нравится она малышам, потому что перед ними открыт простор, который они с радостью всегда изучают.

Психоэмоциональное развитие

  1. Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
  2. Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
  3. Улыбается своему отражению.
  4. Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
  5. Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
  6. Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
  7. Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
  8. Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
  9. Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
  10. Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

Как взять ребенка для подмывания

Сколько бы месяцев ни было новорожденному, стоит учесть его пол при этом гигиеническом мероприятии. Девочек кладут животом вверх, а мальчиков, наоборот, — вниз. Но многие специалисты уверены, что мальчишек можно мыть любой стороной: половые органы от этого никак не пострадают. Выбор только за родителями.

А еще, по мнению некоторых врачей, важен возраст малыша. Если речь идет о новорожденных, которые не умеют держать голову, то их нужно подмывать в положении лицом кверху: туловище младенца — шею, спину, попу — кладем горизонтально на предплечье, а его головка в это время находится чуть выше сгиба руки. Второй рукой уже проводим водную процедуру.

Когда малышу исполнится 6–7 месяцев и он будет уверенно сидеть, то можно подмывать подросшего ребенка уже в позе «высаживания на горшок», когда его спина плотно прилегает к груди и животу родителей, а его ножки в коленном сгибе в это время перекинуты через родительскую руку.

Чудодейственный физический контакт

Ношение ребенка на руках способствует развитию у него тактильной чувствительности (чувства прикосновения, осязания). Для малыша эти чувства являются едва ли не главными. Об этом свидетельствует, например, раннее внутриутробное (на 5-6 неделе беременности) формирование тактильных рецепторов (нервных клеток, передающих в головной мозг информацию о прикосновении и осязании), опережающее развитие всех других органов чувств. Тактильные рецепторы не собраны в один орган, как глаз или ухо, а рассеяны по всему телу, особенно их много на кончиках пальцев и губах, меньше всего — на плечах, бедрах и спине. Выделяют несколько видов и типов таких нервных клеток. Одни быстро передают в мозг информацию о касании и отключаются (например, мы быстро перестаем ощущать давление ремешка от часов на руке), другие работают медленнее, но зато длительно посылают сигналы в мозг, где осуществляется их обработка.

При этом, ваши действия должны начинаться с одного — подойти к ребенку и взять на руки, чтобы переодеть, накормить, укачать, спеть колыбельную песенку (при этом малышу совсем не важно есть ли у вас музыкальный слух) и пр.. Прижавшись к матери, малыш успокаивается, согревается, не тратит время и энергию на крик и плач, а начинает присматриваться и прислушиваться ко всему, что происходит вокруг.

Кроме того,

* Ношение на руках тренирует вестибулярный аппарат (особенно если мама периодически будет ходить по кругу, например, вокруг стола, одновременно совершая плавные движения из стороны в сторону, вверх-вниз и вперед-назад).

* Наблюдая за артикуляцией матери, слушая ее, ребенок готовится к самостоятельному освоению речи.

* Малыш может улавливать интонации знакомого с внутриутробного периода жизни голоса, перенимать эмоциональное состояние матери.

* У молодой мамы снижается тревожность и улучшается настроение (что особенно важно при депрессивном состоянии, наблюдающемся у некоторых женщин после родов).

* Практический опыт наглядно демонстрирует, что недоношенные дети быстрее догоняют сверстников в развитии, если растут, находясь постоянно в непосредственной близости от матери -на руках: даже ее дыхание способствует стабилизации дыхательного ритма младенца.

Как удобно держать младенца при купании

Чтобы опустить ребенка в ванночку или ванну, нужно завести руку за его спину и плечи, а другой придерживать за попу. Когда малыш будет уже в воде, то вторую руку можно убрать и мыть ею младенца, а другой стараться, кроме верхней части туловища, придерживать еще и нижнюю.

Главное, чтобы голова и подбородок новорожденного во время таких процедур находились над водой. Делать это все следует спокойно и аккуратно.

Во что выливается наша сдержанность

Во-первых, у ребенка, сознательно отлучаемого от матери, не формируется доверительное, доброе отношение к миру, и это непременно негативно скажется в его взрослой жизни.

Во-вторых, ограничение телесного контакта между матерью и малышом не способствует возникновению между ними взаимных чувств. Неудивительно, что ребенок в подобных случаях воспринимается как помеха для привычного образа жизни и обычных дел. А кроха постоянно нуждается в общении и его плач -это призыв ко всем и в первую очередь к маме: «Я голоден!», «У меня грязный подгузник!», «Мне трудно уснуть!». Ведь даже в тех случаях, когда, казалось бы, нет никаких причин для слез, малыш может разразиться обиженным или сердитым плачем -потому что он еще не готов к одиночеству, слишком сильна еще его биологическая связь с мамой.

В-третьих, следует иметь в виду, что строгое отношение к ребенку, когда взрослые стараются не показывать своих чувств и эмоций по отношению к чаду, не является залогом хорошего воспитания малыша и его дальнейшей успешности.

Конечно, чаще всего у молодой мамы очень много хлопот по дому. Поэтому если она будет часто брать малыша на руки, придется пожертвовать какими-то делами. К тому же носить ребенка на руках еще и физически не очень легко. В общем, при желании причин для сведения телесного контакта с ребенком к минимуму можно найти множество. Здесь необходимо расставить приоритеты и решить, что для вас важнее — ежедневная рутина или развитие ребенка. Если же вы хотите как следует заниматься ребенком и одновременно не запустить быт, поищите себе помощников-союзников, с которыми можно все успеть.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: