Картотека развивающих игр и упражнений для детей третьего года жизни

Дети трех лет очень активно развиваются: и физически, и эмоционально, и психологически. Развитие крупной моторики уже более совершенно: ребенок уверенно шагает, может менять темп шага, переходить на бег, прыгать. В это время можно учить ребенка езде на велосипеде. Если говорить о способности к занятиям – то ребенок 3-х лет становится более терпеливым и усидчивым. Можно организовывать с ним занятия на 15 минут. После динамической паузы (переменки, с другим видом деятельности) малышу можно предложить продолжить занятие, также на 15 минут. Итак. читаем: развивающие занятия для детей 3 лет.

Развивающие занятия для детей 3 лет

Какие сказки нужны ребенку в 3 года?

Сказать однозначно, что именно нравится трехлетним детям достаточно сложно, ведь каждый ребенок индивидуален и у него разные интеллектуальные потребности: кто-то легко воспринимает сказки, другим они кажутся скучными. Восприятие сказок детьми в возрасте 3 лет может зависеть от многих факторов и все же главное – это привитие любви и интереса к чтению родителями.

Другие важные факторы:

  • Частые совместные занятия с родителями
  • Психологическая готовность человека к чтению книг
  • Игры с книгами с раннего возраста (рассматривание картинок, букв, цветов).

Зачем нужно ребенку читать сказки:

  • Чтобы воспитывать малыша. Если делать акценты на некоторых поучительных моментах сказки, в ребенке можно воспитать умение реагировать на многие жизненные ситуации, научить хорошему и плохому.
  • Чтобы общаться с ребенком. Частые разговоры с ребенком на разные темы помогут родителям сформировать у него правильное отношение ко многим ситуациям, миру, другим людям.
  • Чтобы укреплять эмоциональный фон. Это происходит тогда, когда родители читают ребенку сказки, правильно регулируя свою интонацию. Таким образом, они помогают малышу формировать навыки переживания, сочувствия, желания помочь.
  • Чтобы развивать грамотную речь. Чтобы в дальнейшем ребенку намного проще было познавать другие науки.
  • Чтобы развивать фантазию. Чтобы расширять свой кругозор и иметь навыки творчества.

Психологическая точка зрения:

  • Ребенку читайте книгу не скучно, а очень эмоционально, дополняя всплесками интонации и жестами. Так вы сможете выработать в малыше желание сопереживать героям рассказов и сказов.
  • Рассказывая о приключениях главных героев, вы можете научить детей жизненным ценностям.
  • Выбирать для чтения лучше всего стихотворные сказки, которые прекрасно развивают речь и делают больше словарный запас ребенка.
  • Не следует выбирать для ребенка книги не по возрасту, слишком тяжелые «морально», смогут дать малышу чрезмерную нагрузку, а значит стать ему скучными.

Лучшие сказки для трехлетних людей:

  • Сказки «Жили-были» (сборник). Книга имеет в себе только всем полюбившиеся и известные русские сказки (например: «Репка» или «Колобок»). Сборник полон потешек и веселых стишков, песенок и загадок, которые не только развлекают детей, но и поучают их.
  • «Сказки малышам» (автор В.Бианки). Сборник очень легких для восприятия сказок, которые будут обязательно интересны малышам, научат их многим жизненным ситуациям, познакомят с животными.
  • «Книга сказок» (автор И. Сутеев). Сборник самых интересных русских сказок, дополненный красочными иллюстрациями, прекрасным оформлением, которое увлекает ребенка.
  • «7 лучших сказок малышам» (автор К. Чуковский). Сборник самых известных произведений данного автора, которые дополнены яркими картинками, занимающими внимание малыша, увлекающими и забирающими в мир фантазии.
  • «Котенок по имени Гав» (автор Г.Остер). Книга включает в себя самые известные сказки и истории по приключения котенка.
  • «Алёнушкины сказки» (автор Д. Мамин-Сибиряк). Сборник классических русских сказок, дополненные художественным оформлением.
  • «Паровозие из Ромашково» (автор Г. Цыферов). Это книгу уверенно можно назвать «классикой» в категории «детская литература».
  • «Сказки» (автор Г.Х. Андрсон). Лучшие сказки автора в сокращении, дополненные яркими картинками.

Какое значение имеет чтение книг для ребенка в 3 года?
Какое значение имеет чтение книг для ребенка в 3 года?

Развитие речи

В норме трехлетний ребенок хорошо владеет примерно 1000 словами и уже умеет неплохо говорить, поэтому развитию речи следует уделить особое внимание. Что вы можете делать?

  • Общайтесь с ребенком как можно больше, интересуйтесь тем, что он говорит.
  • Ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику. Это поможет правильно поставить звуки речи.
  • Обсуждайте сюжетные картинки. Сборник сказок Владимира Сутеева идеально подойдет для занятий.
  • Разучивайте стихи и песенки. Успехом у малышей пользуются стихотворные загадки.

На развитие речи положительно влияют игры и упражнения, где задействована мелкая моторика, например:

  • всевозможные игры с крупами, фасолью, пуговицами, песком, ракушками, макаронами и т. д.;
  • застегивание пуговиц, шнуровка;
  • пальчиковая гимнастика;
  • оригами;
  • игры с водой.

Развитию речевого слуха помогают музыкальные занятия: пение, угадывание привычных звуков, игры на музыкальных инструментах, угадывание песен, пропевание гласных звуков.

Какие развивающие занятия дома нужны ребенку в 3 года?

Малыш, что перешел уже порог 3-х летнего возраста, нуждаются в регулярных занятиях с родителями, воспитателями и учителями. В этом возрасте они переживают массу трансформаций, как в своем теле, так и в сознании. Они учатся мыслить «по-взрослому», у них развивается речь, появляется самостоятельность, уверенность, желание делиться своими мыслями и фантазиями. Стоит отметить, что если ранее занятие с малышом напоминали большей мерой игру, то в 3 года они уже похожи на уроки.

Нагрузка и интенсивность занятий зависит от таких факторов:

  • Ходит ли малыш в детский садик
  • Знает ли ребенок цвета
  • Знает ли ребенок цифры
  • Знает ли ребенок фигуры
  • Организован ли досуг у ребенка
  • Много ли малыш занимается с родителями дома (или воспитателями в саду).

ВАЖНО: Занятия – это не только способ научить чему-то новому малышу, но и провести с ним весело время. В таких дополнительных уроках существует только одно правило – не заставлять ребенка учится, чтобы у него не возникало негативных эмоций к занятиям.

Чему должны учить занятия:

  • Развивать малыша всесторонне
  • Укреплять знания малыша (уже полученные ранее)
  • Учить ребенка точно знать свое имя и называть фамилию
  • Помогать правильно формировать предложения
  • Учить мыслить логически
  • Помогать находить необходимые предметы (различать их по признакам).
  • Развивать навыки рисования, лепки, аппликации

Какие функции должны развиваться:

  • Логика
  • Внимание
  • Память
  • Творческие способности
  • Способности математические
  • Речь
  • Увеличиваться словарный запас
  • Говорение
  • Мелкая и крупная моторика
  • Познание мира

Кризис трёхлетнего возраста

Для детей от 3 лет свойственно изменение в поведении, которое способно вызвать у большинства родителей панику и непонимание. Однако всё не так страшно. Для детей этого возраста перемены в поведении и характере являются абсолютно нормальными.

Из всех кризисов, которые происходят в процессе взросления, кризис трёхлетнего возраста самый сложный. Начинается он постепенно лет с двух, а после, достигая своего пика, переходит в конфликты и истерики с его стороны.

Единственно, что успокаивает, что после своего пика кризис быстро проходит, а ваш сын или дочь начинает многое понимать.

Признаки кризиса трёхлетнего возраста:

  • «Нет» – именно это слово малыш повторяет чаще всего в ответ на любое предложение;
  • Ребёнок упрямится и настаивает на собственном мнении;
  • Малыш отказывается выполнять действия, которые до этого спокойно делал, например, убирать за собой игрушки;
  • Отказ от помощи. Даже если у него что-то не получается, он будет настаивать на том, чтобы сделать это самостоятельно;

  • Ребёнок противится всему, что предлагают ему родители или другие взрослые. Своё недовольство может также проявлять в драке;
  • Малыш, который до этого был тихим и спокойным, может начать кричать, драться, ломать вещи и игрушки. Причём делает он это демонстративно;
  • Он начинает ревновать к маме всех. В особенности это касается отца, братьев или сестёр.

Такое поведение связано с тем, что малыш с возрастом начинает понимать, что он может влиять на всё, что происходит вокруг, а также на людей. Кроме того, ему нравится самому решать, что и как делать, куда идти и т.д. Он чувствует себя большим и таким поведением пытается требовать уважения к себе. Бунт, истерики, крики и упрямство тяжело переносятся не только родителями, но и малышом, так как он не понимает, что происходит с ним, и не может самостоятельно справиться с эмоциями, которые на него нахлынули.

В этом возрасте малыш для достижения собственных целей чаще всего прибегает к истерикам. Именно поэтому он начинает их закатывать исключительно в людных местах или же на глазах тех, кто больше всего поддаётся на его манипуляции.

Родителям будет намного проще пережить этот этап жизни, если они прислушаются к следующим советам:

  1. Измените свой подход. Примите то, что он уже вырос и не мешайте ему делать то, что он может сделать и без вашей помощи.
  2. Дайте малышу возможность делать самостоятельный выбор или хотя бы иллюзию этого выбора. Например, спросите его, какой из двух свитеров он оденет сегодня в садик.
  3. Просите его о помощи и не заставляйте делать что-либо. Если он не хочет убирать игрушки, не настаивайте, а попросите вам помочь. Можно в форме игры «Кто быстрее?».
  4. Делайте запас во времени, чтобы малыш успевал сделать всё самостоятельно.
  5. Если он начинает закатывать истерику, то не обращайте на неё внимания, сохраняйте спокойствие и твёрдо скажите «нет». В противном случае, такое поведение будет повторяться довольно часто.
  6. Если ребёнок в истерике решил упасть в лужу или прямо на проезжей части, то перенесите его в место, безопасное для его здоровья и жизни, и оставьте кричать там.
  7. Не кричите на малыша и не ругайте его за истерики. Вместо этого, постарайтесь ему помочь и объяснить, как выражать свои чувства и эмоции словами.

Какие развивающие игры нужны ребенку в 3 года?

Дополнительные занятия помогают ребенку 3-х лет правильно говорить, поэтому важно четко произносить все, даже самые трудные буквы. Учите ребенка задавать вопросы и отвечать на них. Во время любых упражнений используйте наглядность – красочные картинки с тематическими рисунками. Старайтесь развивать память и речь: имитируйте диалог по телефону, обсуждайте смысл прочитанных сказок, запоминайте строчки стихотворений.

Примеры занятий:

  • Рисунки по клеточкам. Учат не только считать, но и узнавать цвета, создавать картинки, развивать фантазию и творческое мышление.
  • Игра «бусы». Используйте как настоящие, так и игрушечные или нарисованные бусы, чтобы считать бусинки, передвигать их.
  • Игра «Запомни пару». В ней нужно ребенку найти пару предложенной картинке. Таким образом малыш будет развивать логику.
  • Собирание пазлов. Это творческое, интересное и логическое занятие.
  • Собирание конструктора. Помогает мыслить логически и творчески, создавать конструкции и фигуры.
  • Игра «Найди лишний предмет». Можно использовать картинки или игрушки, задание – убрать то, что не вписывается в логический ряд.
  • Игра «тень». Малышу нужно будет найти необходимые предметы, подходящие контурам.
  • Любые творческие занятия, как лепка, рисование, аппликация, поделки из природных материалов.
  • Познавательные прогулки на улицы с экскурсиями, изучением окружающей среды.

Занятия с ребенком 3-х лет
Занятия с ребенком 3-х лет

Как заниматься в домашних условиях?

Развивающее занятие должно проходить в подходящих условиях: при хорошем освещении, в проветренной комнате. Телевизор и компьютер нужно выключить, игрушки убрать, чтобы ничего не отвлекало малыша. Убедитесь, что ребенок отлично выспался, не устал, его не мучает голод или жажда. Старайтесь, чтобы ваши занятия проходили регулярно, в одно и то же время, ведь трехлетки весьма чувствительно относятся к изменениям режима.

Если ребенок отказывается выполнять предложенные задания, не заставляйте его силой, займите его чем-нибудь другим. Через некоторое время повторите попытку, скорее всего, она окажется успешной.

Какая гимнастика нужна ребенку в 3 года?

Физическое воспитание ребенка очень важно для его правильного взросления, здоровья и активности. Проводить гимнастику с малышом можно дома (при условии, что помещение будет хорошо проветрено), можно в спортивном зале или на свежем воздухе.

Что может входить в систему гимнастических упражнений:

  • Разминка. Это ряд простых упражнений, которые малыш должен повторять за взрослым: покачивания головы, поднятие рук и ног, круговые движения туловища, приседания, упражнение «мельница», «ножницы» или повороты туловища.
  • Бег. В данном случае речь идет о простом беге, игровом беге (догонялки, салки, латки) и беге с мячом. Проводить такое занятие лучше всего в спортивном зале или на игровом поле (на улице).
  • Прыжки. В высоту и длину, в игровой или обычной форме, на одной или обеих ногах, прыжки с хлопками.
  • Занятия на фитболе. Выполнять их следует дома или в спортивном зале вместе с мамой (или любым взрослым). Существует масса разновидностей упражнений: покачивания, прыжки сидя, наклоны, пинание мяча, отталкивание.
  • Активные игры с мячом. Любые игры на свежем воздухе: футбол, баскетбол и другие.
  • Плавание. Должно проводиться на водохранилищах или в бассейне.
  • Танцы. Профессиональные танцы с учителем в школе или свободные с родителями дома.
  • Имитирование животных. Следует повторять фигуры животных, их звуки и движения.
  • Препятствия. Найти условия для выполнения таких заданий можно на игровых уличных площадках, в спортивном специализированном зале или сделать их самостоятельно (залезть на диван, перепрыгнуть через маленькую подушку, перекатить фитбол и так далее).

Спортивная гимнастика для детей 3-х лет
Спортивная гимнастика для детей 3-х лет

Интересные обучающие игры для детей 3-х лет с мамой

Далее приведены примеры развивающих игр для детей 3 лет, в которые можно играть с мамой.

Игра на развитие речи

Они могут быть направлены на развитие словарного запаса, громкости речи, правильного дыхания при произношении слов русской речи.

Обратите внимание! Использование карточек с буквами алфавита даст возможность малышам узнать, как звучат отдельные буквы.

Вот пример одной из игр, позволяющих учить малышей называть различные предметы:

  • Для этого необходимы карточки, на которых имеются изображения различных предметов и ситуаций.
  • Мама показывает на одну из них и просит назвать изображённый предмет, предлагает поставить вопрос к нему и ответить на него, задаёт несложные вопросы, связанные с карточками.

Рисование пластилином

Занятие для детей 3, 4 лет выглядит следующим образом. Для него нужно подготовить пластилин ярких цветов, сделанный из материала, который не прилипает к рукам. В качестве основы для рисунка можно использовать лист картона или оргстекло.

Игры с мамой

Малыша учат отщипывать кусочки и намазывать на картон, составляя рисунок.

Песочная терапия

Для этого ребёнку дают возможность играть в песочнице, снабдив его различными игрушками. Малыш в трёхлетнем возрасте способен самостоятельно придумать логику своего сюжета. Наблюдая за тем, что он делает, можно видеть, что его беспокоит, и содействовать в том, чтобы он справился со своими внутренними проблемами.

Важно! Лечебное действие оказывается тем, что ребёнок свободно выражает себя, играя в песочнице, и постепенно успокаивается. Наблюдая за ним, мать может лучше понять, что его беспокоит, и помочь ему.

Для ребёнка трёхлетний возраст — это важный этап в его развитии. Ему очень важна помощь взрослых в освоении окружающего мира. Для этого необходимы детские игры для малышей от 3 до 5 лет, развивающие их физические и психические способности.

Какие танцы подходят ребенку в 3 года?

В 3 года ребенок уже полностью осознает, что такое танец и старательно пытаются имитировать движения, которые видели у своих родителей, по телевизору или у сверстников. В этом возрасте малыши очень активны и легко поддаются влиянию своих учителей (как профессиональных, так и родителей). Ребенка можно сдать в специальный танцевальный кружок или же разучивать с ним в домашних условиях элементарные движения:

  • Взмахи руками
  • Повороты головой
  • Взмахи ногами
  • Постановка рук на пояс
  • Круговые движения таза
  • Движения ступнями и ладошками

Особенности развития ребенка 3 лет

Мелкая моторика также совершенствуется. Ребенок может застегивать пуговицы, замочки, рисовать карандашами, лепить, скреплять детали конструктора.

К трем годам ребенок знает и говорит уже более 1000 слов. Хотя речь еще не отличается четкостью. Но это не мешает задавать малышу многочисленные вопросы. Возраст «Почемучки». Но основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Больше всего ребенок предпочитает играть в ролевые игры, развивая свое мышление и воображение.

Какие игрушки нужны мальчику и девочке в 3 года?

Самые лучшие игрушки:

  • Логическая пирамидка. Такая пирамидка отличается от детской тем, что имеет не обычную прорезь для фигурок, а с точным повторением контура (который бывает с выступающими краями). В такой пирамидке важно правильно подбирать и нанизывать колечки, иначе пирамидку будет собрать невозможно.
  • Сортер. Разные виды сортеров (деревянные, пластмассовые или тканевые сумки). Задание сортера – научить малыша различать формы и фигуры, продевая необходимую в подходящую ячейку. Большинство сортеров так же имеют дополнительные логические упражнения: счеты, телефон, цифры, бусины, лабиринты.
  • Пазлы. Крупные пазлы и пазлы среднего размера (мягкие, картонные, пластиковые, магнитные). Изображения и картинки на пазлах должны быть очень яркими и красочными, интересными ребенку (например, картинки из мультфильмов или любимых героев).
  • Конструктор (обычный). Крупные и мелкий. Он поможет ребенку создавать разные конструкции, фигуры и дома. Красочный конструктор поможет изучать разные цвета.
  • Магнитный конструктор. Современный конструктор, позволяющий создавать плоские и объемные фигуры разных цветов.
  • Змейка. Классическая логическая игрушка, которая знакомит ребенка с формами и фигурами, позволяя ему экспериментировать и практиковаться.
  • Машинка. Это хорошая игрушка, как для мальчиков, так и для девочек. Ребенок знакомится с ее фигурами, тем, как она двигается, сравнивает с настоящими автомобилями.
  • Кукла. Знакомит ребенка с тем, как построено тело человека, позволяет ему понимать то, как двигается человек. Так же в некоторых случаях, кукла развивает творческие способности малыша, когда он одевает ее, расчесывает.
  • Паровозик. Хорошая игрушка для мальчиков и для девочек, знакомящая его с окружающим миром.
  • Детское домино. Домино имеет вместо точек и цифр рисунки, которые ребенку следует находить и сопоставлять. Таким образом, ребенок считает, ищет, думает, логически мыслит.
  • Набор для творчества. Состоит из шнурка и крупных бусин с большими дырами. Такие бусины следует нанизывать на шнурок, одновременно развивая моторику рук, считая бусины и сравнивая их цвета.
  • Кукольный домик. Развивающая игрушка, позволяющая ребенку осознавать окружающий его мир, учить обслуживать себя и заботиться о других.
  • Мозаика. Прекрасная игрушка, обучающая цветам и цифрам. Составляя изображения, малыш развивает творческие навыки.
  • Посудка. Простая игрушка для мальчиков и девочек, которая учит малышей самообслуживанию.
  • Телефон. Такая игрушка с массой кнопочек, дисковым набором, трубкой – развлекает ребенка и развивает его моторику рук. Если телефон «говорящий» и «музыкальный», это так же его знакомит с мелодиями, новыми словами.
  • Интерактивная игрушка. Это может быть кукла, мягкий зверек или машинка, которая может говорить, отвечать на вопросы, петь песенки и читать стихи.
  • Матрешка. Научит ребенка различать, где «большое», а где «маленькое».
  • Книжки. Красочные книжки с картинками и стишками будут развивать ребенка.
  • Логические лабиринты. Позволят малышу развивать логику, чтобы доставить бусинку в конец лабиринта ил правильно решить ребус.

Лучшие игрушки для малыша 3-х лет
Лучшие игрушки для малыша 3-х лет

Занятия на развитие внимания

Как завлечь трехлетнего малыша и одновременно развить в нем мышление, логические способности, творчество и память? Для такого мероприятия есть масса развивающих игр и игрушек. Это могут быть раскраска, конструктор, сбор картинок. Ребенок в три года должен уже уметь не только определять и обозначать цвета, а также распознавать предметы по их геометрическим различиям.

Что касается игрушек, то сегодняшний рынок предоставляет огромный выбор подобного товара в виде автомобилей, мягких игрушек, кукол, посудки, различных музыкальных домиков. Также превосходным вариантом являются игрушки, которые можно разбирать на несколько составных частей. Не стоит обходить вниманием краски, карандаши, пластилин.

Какие стишки нужны ребенку в 3 года?

В 3 года далеко не все дети способны запоминать стишки, но они могут прекрасно реагировать на веселые строки, забавные потешки и игровые песенки. Именно их следует включать в любые домашние процессы: умывание, одевание, прием пищи, собирание игрушек, танцы, зарядку, отход ко сну.

ВАЖНО: Старайтесь выбирать максимально короткие потешки с простыми и понятными ребенку словами, мягкой рифмой.

Примеры:

Потешки № 1
Потешки № 1

Потешки № 2
Потешки № 2

Потешки № 3
Потешки № 3

Потешки № 4
Потешки № 4

Какие поделки нужны ребенку в 3 года?

Чем можно заниматься с ребенком:

  • Рисование карандашами по клеточкам. Для этого можно иметь специальные наборы для творчества или же обычные цветные карандаши и листик в клеточку (тетрадный).
  • Рисование пальчиками и ладошками. Пальчиковые краски (их не страшно даже есть, потому как они совершенно безопасны для детей) очень нравятся малышам. Они очень яркие, у них плотная жидкая консистенция и они оставляют насыщенные отпечатки на бумаге. Такими красками невероятно интересно рисовать на любых поверхностях.
  • Аппликация. Для такого творчества можно использовать цветную бумагу, цветной картон, кусочки ткани или фетра. Крепить их к бумаге необходимо с помощью сухого клея или кусочков скотча. Родителям следует заранее вырезать все фигурки для аппликации.
  • Лепка. Создавать фигурки можно из обычного пластилина, пластилинового теста или сделанного своими руками соленого теста. Из таких материалов можно вместе создавать человечков, животных, геометрические фигуры, буквы и цифры.
  • Поделки из природных материалов. Начало работы должно происходить еще на природе во время сбора рабочего материала: каштаны, желуди, листья, веточки, камушки, ракушки и другие. Дома же вы точно решите, что хотите создать: фигурку птички, животного, рамку для фото или картину, а потом приступайте к работе.
  • Создание бус. Для этого можно использовать наборы, которые продаются в отделах игрушек (крупные бусы с большими дырочками и прорезиненный жесткий шнурок) или же использовать пуговицы, ягоды рябины.
  • Создание букетов. Делать это можно во время прогулок на свежем воздухе в любое время года: летом и весной из цветов, осень и зимой из веточек, опавшей листвы, елки, рябины.
  • Собирание пазлов. В современных детских магазинах существует большой выбор многоэлементных пазлов, собрав которые вы получите красивые картины. Скрепите пазлы скотчем с обратной стороны или же посадите их на бумагу с помощью клея, а потом повесьте готовое изделие на стену.
  • Рисунок из мозаики. Во время игры мозаикой можно фотографировать, получающиеся узоры и рисунки, а потом картинки хранить или в рамочках вешать на стену.

Занятия творчеством с ребенком
Занятия творчеством с ребенком

Минутка творчества

Существует множество способов, как развлечь малыша дома. Следующие варианты придутся по вкусу творческим детям. Они требуют усидчивости и помощи со стороны родителей. Предложить крохе можно следующие занятия:

  • Сделать что-либо из подручных материалов.
    Каждая хозяйка найдет дома немного круп, кофейных зерен и прочего. Вот все это и пригодится. Еще необходим клей ПВА и фантазия.

Из подготовленных материалов можно сделать вазу. Для этого необходима стеклянная бутылка с широким горлышком или стакан. Емкость с внешней стороны смазывается клеем, затем на ее поверхность аккуратно насыпается крупа, зерно и все, что было подготовлено. На вазе можно сделать узоры.

  • Многие дети любят резать бумагу. Так почему же не превратить это в увлекательное занятие. Крохе можно дать возможность из предоставленных журналов, картинок вырезать все то, что ему нравится и наклеить на свой плакат.

Уделить внимание стоит выбору ножниц. Они должны иметь закругленные кончики, чтобы малыш не поранился.

  • Кроме вырезания готовых картинок можно дать крохе возможность сделать аппликацию самостоятельно из цветного картона и бумаги. Конечно же, без помощи родителей ему не справиться, но какое же это интересное занятие, которое способно объединить всю семью.

Какая лепка из пластилина подходит ребенку в 3 года?

С помощью пластилина, соленого или пластилинового теста можно лепить:

  • Шарики или мячики
  • Трубочки или валики
  • Плоские фигуры
  • Узорные фигуры (для этого необходимо пользоваться формочками).
  • Картины из пластилина
  • Картины из соленого теста (их потом можно раскрашивать красками).

ВАЖНО: Сначала с ребенком слепите фигурки, а потом составьте их в одну картинку или поделку.

Какие подвижные игры нужны ребенку в 3 года? Как играть с ребенком в 3 года?

Игры для малыша:

  • Футбол. Конечно же, детские игры существенно отличаются от настоящих и взрослых. Детский футбол состоит из ворот и мяча, а так же взрослого, который препятствует тому, чтобы ребенок забил гол.
  • Баскетбол. Для игры можно использовать детское баскетбольное кольцо или ведро. Задание малыша – с небольшого расстояния попасть в цель и закинуть мяч.
  • Волейбол. Игра основана на том, чтобы научить малыша отбивать мяч несколько раз. Можно использовать обычный мяч, но гораздо лучше играть с легкими надувными мячами или воздушными шариками.
  • Кидание кольца. Необходимо взять любое кольцо (профессиональное или с сита), его следует закинуть на прямо стоящую палку.
  • Прятки. Научите ребенка считать и прятаться так, чтобы потом его мог найти взрослый.
  • Догонялки. Можно проводить среди детей или со взрослыми, убегая на ровной местности.
  • Прыжки на скакалке или резиночке. Простые прыжки через натянутую низко нитку.
  • Преодоление препятствий. Препятствия следует сделать самостоятельно или найти на игровой площадке.

Активные игры для малыша 3-х лет
Активные игры для малыша 3-х лет

Кризис трех лет

Трехлетний кризис считается самым бурным в развитии ребенка, и он является серьезным препятствием для регулярного проведения развивающих занятий. Негативизм, истерики, упрямство, игнорирование просьб, ревность – со всем этим вы можете столкнуться в любой момент. Как поступить в этом случае?

  • Меняйте тактику своего поведения и не обращайте внимания на истерику.
  • Дайте ребенку больше времени, чтобы он мог прийти в себя.
  • Предоставьте выбор или его иллюзию.
  • Вместо того чтобы заставлять ребенка, предложите помощь.
  • Не критикуйте и не ругайте.

Если вы чувствуете, что не справляетесь с собой и ребенком, воспользуйтесь помощью детских психологов и педагогов раннего развития. Скорее всего, в незнакомой обстановке ребенок начнет вести себя более спокойно. Занятия в центрах раннего развития проходят в небольших группах до 6 человек, где дети чувствуют себя комфортно и им уделяется много внимания.

Какие мультики подходят для детей 3 года и сколько можно смотреть телевизор?

В 3 года ребенок уже полностью понимает содержание детских мультиков, а потому простые развивающие мультфильмы могут оказаться для него скучными и не интересными.

Что можно включать ребенку:

  • «Веселая карусель»
  • «Смешарики»
  • «Малышарики»
  • «Маша и медведь»
  • «Барбоскины»
  • «Лунтик»
  • «Смарта и чудо-сумка»
  • «Свинка Пеппа»
  • «Грузовичек Лева»
  • «Экскаватор Мася»

ВАЖНО: Найти любой мультфильм можно в интернете, набирая его название в поисковой строке. Так же вы можете искать специальные мультики, указывая его особенности: «изучаем цвета» или «учимся считать». Старайтесь не приучать ребенка к круглосуточному просмотру мультфильма, а уделяйте этому не более получаса 2 раза в день.

Развитие памяти и внимания с ребенком 3 года: упражнения

Лучшие упражнения:

  • Картинки. Для этого можно использовать купленные или сделанные самостоятельно карточки с рисунками. Задача малыша – внимательно рассматривать рисунки и называть то, что он видит, какого он цвета и формы. В данных целях так же можно использовать книжки. Вам пригодятся картинки животных, фруктов, овощей, насекомых, цифры, геометрические фигуры, фотографии девочек и мальчиков.
  • Игра «Было и стало». Отличная игра для тренировки памяти. Вам необходимо разложить несколько предметов перед малышом, затем незаметно убрать один и спросить чего именно не хватает. Постепенно и медленно выкладывайте предметы перед малышом, так чтобы он их хорошо запоминал. С мерой взросления малыша, можно увеличивать количество предметов.
  • Игра «Угадай на слух». Для этого можно использовать любые игрушки, издающие шум (барабан, погремушка, свисток, дудочка, колокольчик). Задание для малыша – спровоцировать звук так, чтобы он не видел инструмента, но точно угадал его.
  • Игра «Угадай на что похоже». Для этого следует вырезать несколько картинок игрушек или хорошо знакомых ребенку предметов (машина, зайчик, котик, звезда, кукла). Задание взрослого – обвести контур и показать его малышу, чтобы тот отгадал.

Развивающие занятия с малышами 3-х лет
Развивающие занятия с малышами 3-х лет

Социальное развитие

Развитие социальных навыков особенно важно, если ребенок по какой-то причине не ходит в детский сад. Для этого поощряйте игры и общение с другими малышами на детской площадке во дворе. Кроме того, приучите малыша к самостоятельности:

  • давайте посильные поручения, например, заправить постель, убрать игрушку, помыть тарелку за собой;
  • просите помочь, когда вы готовите или делаете уборку;
  • научите одеваться и раздеваться, застегивать ботинки, аккуратно складывать вещи;
  • познакомьте с правилами поведения за столом, на улице, в общественном месте, в гостях и т.д.
  • научите словам вежливости: спасибо, пожалуйста и т. д.

Развитие речи у ребенка в 3 года: упражнения

Лучшие занятия:

  • Повторялки. Очень простоя занятие, которое предполагает повторение малышом слов взрослого (от простого до сложного).
  • Звуки животных. Имитирование звуков домашних и диких животных. В некоторых случаях можно повторять звуки автомобилей, вертолетов и самолетов (жужжащие, звенящие и рычащие буквы).
  • Назови предмет. Для этого можно использовать игрушки или карточки с яркими картинками, все слова должны быть знакомы ребенку.
  • Игра «Меня зовут». Игра основана на заучивании личного имени и фамилии, имен родных и близких.

Как развивать речь ребенка:

  • Начинать произношение простых слов и заканчивать сложными (либо новыми).
  • Учить ребенка описывать ситуацию и находить решения (Например: У слоненка заболел животик. Нужно звонить доктору. Доктор дает лекарство. Слоненку хорошо, больше не болеет).
  • Научите ребенка распределять слова по группам. Например, одежду (платье, штаны, футболка, майка), посуду (тарелка, чашка, вилка), игрушки (кукла, мишка, машинка).
  • Учите связывать предмет и действие: кошка ест, мальчик пьет, цветочек пахнет.
  • Учите пользоваться интонацией: говорить громко, тихо, «взрывать» голос, шептать.

Картотека развивающих игр и упражнений для детей третьего года жизни

Картотека

развивающих игр и упражнений для детей третьего года жизни

Занятия с ребенком третьего года жизни имеют свою специфику: предоставление большей самостоятельности ребенку; уважительное отношение к ребенку, признание его права на собственный выбор; тактичная помощь и контроль за действиями ребенка. Приучение к порядку, дисциплине, чистоте, качественному выполнению любой деятельности.

— Упражнения с матрешкой

Для многих детей третьего года жизни упражнения с матрешкой считаются трудновыполнимыми (их деятельность носит хаотический характер: они хватают то одну, то другую деталь, бросают ее, пытаются силой затолкать большую матрешку в меньшую и т. д.)В этом случае следует вернуться к этому упражнению для детей предыдущего возрастного периода. Проявляйте терпение, действуйте постепенно, начиная с матрешки с одним вкладышем. (Вместо матрешек можно заниматься с любыми предметами различной величины, которые можно вкладывать одна в другую: кастрюли с крышкам, баночки, коробки и т. д.) Очень валено, чтобы ребенок овладел действиями с предметами, отличающимися по величине; с психологической точке зрения это свидетельствует о хорошем развитии восприятия, обогащении сенсорного опыта, зрительно-двигательной координации, повышении мышечной чувствительности тонкой моторики и т. д.

— Упражнения с досками

Уже знакомый вам игровой материал в виде досок с прорезями становится все более сложным. Для ребенка третьего года жизни используется доска с двумя заданными сенсорными свойствами — величины и формы — из четырех возможных (большие и малые круги, большие и малые квадраты). Сначала предложите ребенку правильно закрыть вырезанными фигурами одну доску. Если ребенок легко справляется с этим заданием, предлагаете ему выполнить упражнение с двумя досками (при этом две доски просто присоединяются друг к другу). В случае успешного выполнения и этого задания предлагайте ребенку другие виды досок.

— Упражнение на цветовое различение (если ваш ребенок не различает цвета)

Вводите названия цветов в разговор и в игру ребенка, но не как давление: «Скажи, какого это цвета?» Лучше предложить: «Я строю красную башню. Найди мне еще один красный кубик. Вот такой», — и покажите красный кубик. Или: «Я думаю, что это зеленый кубик». Когда же ребенок с интересом откликнется на вопрос типа «А где

красные кубики?» или «Какого цвета у тебя кофточка?», это будет означать, что в его сознании слово, обозначающее цвет, соединилось со зрительным образом.

Используйте любую житейскую ситуацию для того, чтобы лишний раз закрепить понимание ребенком цветовых характеристик предметов. Спрашивайте ребенка, какого цвета дать ему яблоко — зеленого или красного, какого цвета бантик завяжем сегодня? и т. д.

— Упражнение на цветовое различение

Если ребенок усвоил основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый), предложите ему упражнение в предметами восьми цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого). Если ребенку трудно дается цветовое различение, вводите новые цвета постепенно. Рассыпаете на столе, например, кубики разного цвета и предлагаете ребенку рассортировать эти кубики по цвету: в одну коробочку сложить все красные, в другую — все синие и т. д. Не следует требовать от ребенка, чтобы он запоминал названия цветов, главное, чтобы он правильно раскладывал кубики по цвету.

Подсказывайте ребенку, если он ошибается: «Нет, это не красный кубик, а оранжевый, давай положим его в другую коробочку». Чтобы ребенку легче было ориентироваться в цветах на первых порах, положите по одному кубику в каждую коробку и скажите: «Положи в эту коробку такие же кубики, как этот».

— Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета)

Предложите ребенку бумагу и разноцветные карандаши: «Давай нарисуем дерево и закрасим листочки зеленым карандашом, солнышко закрасим оранжевым карандашом, небо — синим, машину — красным» и т. д. То же самое — с красками (используется гуашь). Предложите ребенку самостоятельно выбирать цвета для окрашивания хорошо знакомых предметов. Сначала научите ребенка правильно держать карандаш и кисть. Возьмите руку ребенка с карандашом или сухой кистью и сделайте несколько движений закрашивания карандашом или кистью. Затем окуните кисть в краску и вместе нарисуйте что-либо. Если ребенок испытывает затруднения, начните с более легких заданий. Например, закрасить только листочки на дереве, или нарисовать только солнышко. Предоставьте ребенку самостоятельно выбрать сюжет рисования по предварительному замыслу.

  • Упражнения с бусинками
  • Подберите разноцветные бусинки и шнуры. Один конец шнура закрепите узелком, чтобы бусинки не соскакивали. Научите ребенка нанизывать бусинки на шнур.

Предложите сделать бусы одного цвета, для соответствующего платья, кофточки, бантика и т. д. Спросите у ребенка: «Какого цвета это платье, какие бусинки подойдут к этому платью?»

— Нанизывание бус разной величины

Используется набор из 10 бусинок: 5 штук диаметром 2 см и 5 штук диаметром 1 см, шнуры или леска. Предложите ребенку нанизывать бусинки поочередно: большую, маленькую и т. д. Оказывайте помощь ребенку в нанизывании бусинок, их закреплении, правильном чередовании. Повторяйте словесно порядок чередования: «Сначала большая, потом маленькая, снова большая и маленькая». Фиксируйте внимание ребенка на том, что бусинки чередуются: шарик, кубик, шарик, кубик, к

— Нанизывание бус разного цвета

Сначала предложите ребенку бусы одинаковой формы, размера и двух цветов. Предложите ребенку поочередно нанизывать бусинки (красный, зеленый, красный, зеленый и т. д.). Далее предлагаете бусы других цветовых сочетаний.

— Нанизывание бус разной формы

Бусы разной формы (круглые, кубические, овальные и т. д.), но одинаковые по размеру и цвету нанизываются на леску в разной последовательности с чередованием по форме. Помимо основной направленности упражнений с бусами (умения различать цвета, форму, величину предметов, чередовать их по качеству), эти упражнения прекрасно развивают тонкую моторику пальцев рук (точность и координированность движений), глазомер, усидчивость, старательность, эстетическое восприятие и другое.

— Упражнение на развитие правильного произношения звуков. Метод «Ошибка понарошку»

Если, например, ребенок вместо «к» говорит «т», подберите несколько картинок или предметов, начинающихся на «к». Возьмите куклу или покажите ее на картинке. С улыбкой спросите ребенка: «Это букла?» и покачайте головой, чтобы ребенок понял игру (звук-заменитель должен быть не тот, который употребляет ребенок). Затем воспроизведите ошибку ребенка: «Это тутла?» Наконец спросите: «Это кукла?». При этом кивок и улыбка подскажут малышу, что данный звук верный. Как только ребенок уловит идею игры, не подсказывайте ему и последите, как он самостоятельно определяет верный звук. Например, спросите: «Это ташка? Нет? Значит, чашка? Тоже нет? Может, кашка?’» Дождитесь ответа «да» и подтвердите: «Да, это кашка».

Используйте для развития звукопроизношения и вообще речи у ребенка небольшие стихотворения со специально подобранными рифмами.

— Игры с мячом на развитие моторики (ловкости, координации движений, быстроты), глазомера, эмоциональной сферы (умения проигрывать, подчиняться правилам)

Предложите ребенку поиграть с мячом.

  • Бросать мяч вверх и ловить двумя руками.
  • Ударить мячом об пол, чтобы он отскочил повыше.
  • Ударить по мячу ногой — у кого дальше укатится.
  • Бросать мяч друг другу и ловить.
  • Попасть мячом в коробку, увеличивая постепенно расстояние (двумя руками, правой рукой, потом левой).
  • Тихонько катните мяч вперед, а ребенок должен обогнать его.

— Катнуть мяч так, чтобы он попал между ножками стула (двумя руками, правой рукой, левой рукой, ногами — одной, потом другой).

— Упражнение «Спрыгни с высоты»

Поставьте ребенка на невысокую скамеечку и научите его спрыгивать на пол. На первых порах поддержите его, приговаривая: «Согни ножки, отталкивайся, выпрямляя ноги, и спрыгни вниз». Похвалите ребенка: «Молодец, какой ты ловкий!»

Прочитайте стихотворение: «Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промо.»

— Упражнение на подпрыгивание

Натяните веревочку с нанизанными на ней конфетами, игрушками или другими предметами так, чтобы ребенок достал их, подпрыгнув на двух ногах и захватив предмет рукой.

— Упражнение с веревочкой

Разложите на полу веревку. Попросите ребенка пройти точно по этой веревке. Сначала ребенок ходит по прямой веревке, затем по извилистой.

— Игра «Угадай, кто идет»

После посещения зоопарка, цирка, просмотра книг с картинками животных поиграйте с ребенком в игру, в которой нужно изображать повадки животных.

Например, так: «Вот идет медведь, он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен». Постучите медленно в бубен, а ребенок изображает, как ходит медведь.

«А вот так прыгает воробей, быстро-быстро, так, как сейчас зазвучит бубен».

Быстро постучите в бубен, а ребенок прыгает, как воробушек.

— Игра «Угадай по голосу»

Соберите игрушки, изображающие зверушек, голоса которых вы могли бы воспроизвести. Предложите ребенку игру «Угадай, кто к тебе пришел в гости».

Спрятавшись, подаете голос; «Ав-ав-ав! Угадай, Машенька, кто это к тебе пришел?» Если ребенок не называет, скажите сами: «Это собачка пришла к Машеньке», покажите и отдайте ребенку собачку. Продолжайте игру, поменяйтесь с ребенком ролями.

Упражнения на внимание и память

«Чего не хватает на столе?» Расставьте на столе 5-6 игрушек, попросите ребенка внимательно посмотреть на эти игрушки. Далее вы убираете одну игрушку (в это время ребенок отворачивается) и говорите: «Угадай, Ванечка, чего не хватает на столе, какой игрушки?» Если ребенок справляется с этим заданием, увеличивайте количество игрушек. Затем поменяйтесь ролями — теперь ребенок прячет игрушку, а вы отгадываете. Ту же игру проводите с добавлением игрушек: «Посмотри, Ванечка, внимательно, что появилось на столе, какая игрушка?»

Так же, как и в предыдущей игре, расставляете на столе 5-6 игрушек. Ребенок внимательно смотрит, какие игрушки стоят на столе и как они расположены.Затем, когда ребёнок отвернется, поменяйте что-либо, например, зайчик теперь сидит в машине. Ребенок отгадывает, что изменилось, что стало не так, как было. По мере усвоения ребенком смысла этой игры усложняйте задание.

— Даете ребенку такое задание: «Посмотри на меня внимательно, запомни все в моей одежде, затем я выйду из комнаты, а когда войду, ты должен угадать, что изменилось». Выходите из комнаты и, например, надеваете шапку, входите в комнату. Ребенок смотрит на вас, видит, что появилась шапка, которой раньше не было. Вы хвалите ребенка, и игра продолжается дальше. Усложняйте постепенно задание, меняйтесь ролями.

— Игра «Спрячь шарики»

Ставите на стол три емкости разной величины (с крышками) и кладете три шарика тоже разной величины. Попросите ребенка спрятать большой шарик в большую банку, средний шарик — в среднюю, а маленький — в маленькую. Затем нужно закрыть каждую банку соответствующей по размеру крышкой. После этого вынуть шарики из банок и вложить банки друг в друга (спрятать все банки в одну большую).

— Упражнения с разрезными картинками

Возьмите картинку с нарисованным на ней хорошо знакомым ребенку предметом.

Разрезаете эту картинку на две части и просите ребенка соединить эти части вместе, угадать, что это за предмет. Если у ребенка это задание не получается, готовите две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две части. Даете ребенку разрезанную картинку, показываете ему целую и говорите: «Вот посмотри на эту картинку, на ней нарисован мяч; сложи две части, чтобы у тебя получилась такая же картинка, с мячом». Далее предлагаете ребенку картинки, разрезанные на 3, 4 части.

  • Упражнения для тонкой моторики пальцев и творческих способностей
  • «Рисование». Как можно чаще рисуйте вместе с ребенком. Научите его рисовать домик, человечка, машинку, паровозик и т. д. «Рисуем шарики» Прочитайте ребенку стихотворение В. Антоновой: «Шарики, шарики Подарили нам! Красные, синие Дачи малышам! Шарики подняли Мы над головой. Заплясали шарики — Красный, голубой!»

Дайте ребенку лист бумаги и цветные карандаши. Попросите его нарисовать эти шарики и закрасить их в разные цвета. Напоминайте ребенку: «Шарики летят высоко вверх, в разные стороны».

Рисуем красками На листе бумаги нарисуйте елки, траву. Дайте ребенку этот рисунок, пусть он нанесет краской мазки (следы) сказочных персонажей, например, из сказки «Козлята и волк». Расскажите ребенку эту сказку. Покажите, как можно изобразить следы волка: «Вот как ходит волк по лесу. Он злой и голодный». «А какую песенку пела коза своим козлятам? — спросите ребенка. — Когда коза спасла всех козлят, они обрадовались и стали весело прыгать. Покажи, как козлята прыгали». Помогите ребенку нарисовать эти следы.

— «Лепка»

Оторвите маленький кусочек пластилина и покажи те ребенку, как можно сделать из него шарик, палочку, кружочек и т. д. Постарайтесь привить ребенку интерес к лепке: это очень важно для его развития.

Предложите ребенку слепить из пластилина грибки: «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем. А грибов нет. Их надо слепить из пластилина». Помогайте ребенку.

«А теперь давай слепим много пирожков и булочек для котика», — говорите вы,

читая потешку: «Пошел котик на Торжок, Купил котик пирожок, Пошел котик на

улочку, Купил котик булочку. Самому ли есть, Либо Анечке снесть? А и сам укушу,

Да и Анечке снесу.»

«Съел котик и думает, — говорите вы, — чем я деток угощу? Давай поможем ему и испечем много пирожков и булочек».

  • «Вырезание».

Купите ребенку небольшие ножницы с закругленными концами. Покажите, как пользоваться ножницами. Обхватив руку ребенка, помогите ему что-нибудь вырезать. Для начала это могут быть просто полоски бумаги.

  • Игра «Угадай слово»

Загадываете ребенку загадки, он должен догадаться и назвать недостающее слово.

*Ты не бойся — это гусь, Я сама его … (боюсь)

*Ярубашку сшила Мишке, Я сошью ему… (штанишки)

*Кто один имеет рог? Это толстый … (носорог)

*Уменя пропал носок, Утащил его … (щенок)

*Апельсины и бананы Очень любят … (обезьяны)

*Вместо носа — пятачок, Вместо хвостика — крючок.

*Голос мой визглив и звонок, Я веселый… (поросенок) *Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей)*— Иго-го! — кричит ребенок, Значит, это … (жеребенок) *Он мурлычит и поет, Угадали? Это … (кот) *Он в берлоге зиму спал, Лапу бурую сосал, А проснулся, стал реветь. И зовут его … (медведь) *Я встаю на заре, Разбужу всех во дворе. У меня есть гребешок, Кто ?.. (петушок)

*Как гора огромный он — Очень добрый, добрый … (слон)

*Вы зимой кормили птиц — Голубей, ворон, синиц? Не теряйте ни минутки: Под мостом зимуют … (утки)

*Любит он на солнце греться, В полосатое одеться, И как сахар он на вкус, А зовут его … (арбуз)

Куда можно сходить с ребенком 3 года?

В больших городах существует большой выбор развлекательных и образовательных заведений:

  • Государственный или частный детский сад
  • Группы творческого развития детей (у каждой своя методика).
  • Танцевальный кружок
  • Кружок рисования
  • Творческие курсы
  • Развлекательный центр (горки, батуты, препятствия)
  • Парк аттракционов
  • Бассейн
  • Игровые электронные машинки
  • Зоопарк
  • Цирк
  • Океанариум
  • Кукольный театр
  • Детская развлекательная комната

Принципы проведения занятий с детьми 3 лет

Занятия с трехлеткой зависят от нескольких факторов:

  • посещает ли малыш детский сад;
  • что знает и умеет ребенок, соответствует ли это минимальным требованиям по возрасту;
  • как организован досуг;
  • сколько времени проводит малыш с родителями.

Занятия с детьми – это еще и один из лучших способов общения мамы и папы с их ребенком. Поэтому проводить яркие и интересные домашние занятия полезно и важно. Принципы родителей порой отличаются кардинально. Некоторые считают, что ничего заставлять делать малыша нельзя и даже если он не знает того, что требует дошкольная программа, это не страшно. Другие, наоборот, стараются сделать из ребенка интеллектуала и вундеркинда, слишком перегружают малыша работой.

Ключевые принципы проведения занятий мы опишем позже, сейчас же уточним, какими они могут быть и какие функции и навыки необходимо развивать у трехлетнего малыша.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: