Что значит повышенный тонус у ребенка? Эффективен ли массаж? И какие еще существуют методы лечения гипертонуса, поговорим ниже.
Чтобы говорить о повышенном тонусе у ребенка, как о болезни, для начала следует разобраться, что такое гипертонус и в каком возрасте это проблема, а в каком- норма. Повышенное напряжение мышц, выражающееся в их перенапряжении, и есть гипертонус. Если же обратиться к статистике, то у 90% малышей тонус мышц повышен. Такое состояние вполне нормально для ребенка, находящегося в утробе матери. В положении внутри матки ребенок находится в сжатом состоянии, где руки и ноги согнуты и плотно прижаты к телу. Появившись же на свет, малыш получает свободу движений, поэтому мышечный тонус малыша должен прийти в норму.
Возрастные особенности
Такое состояние проходит не сразу, постепенно, и по мере того, как малыш растет и приобретает определенные двигательные навыки, гипертонус исчезает.
Гипертонус у грудничка на первом месяце жизни наиболее ярко выражен, что хорошо проявляется в общем «зажатом состоянии» ребенка. Кулачки сжаты, ножки прижаты к телу, если попытаться развести ножки, то малыш будет сопротивляться. В положении лежа на спине, малыш прижимает к себе ручки и лежит в позе очень похожей на позу эмбриона. Складки на ножках должны быть симметричны и, если свести ножки вместе, образовывать улыбку. Если в положении лежа на животе, малыш ворочает голову влево и вправо, а ножками как будто пытается ползти, это не является патологией и говорит о нормальном развитии и умеренном тонусе мышц крохи. В случае если в возрасте до одного месяца ребенок часто держит голову- скорее это не признак его уникальности и быстрого развития, а перенапряжение шейных мышц. Эффективен для лечения гипертонуса ребенку 1 месяца массаж.
Для трехмесячного ребенка, уверенно удерживающего головку, характерно отсутствие гипертонуса. Малыш в этом возрасте уже реагирует на игрушки, тянет ручки к ним, способен ухватить и удерживать в руке предметы. Однако при сохранении некоторых признаков повышенного мышечного тонуса, не стоит пугаться, каждый ребенок индивидуален и следует немного подождать и наблюдать.
Повышенный тонус мышц у ребенка к 6 месяцам должен исчезнуть, если этого не произошло в этом возрасте, следует показаться специалисту. Шестимесячный малыш уже не тот неумеха, что раньше, его движения более осознанны и целенаправленны. Кулачки разжимаются, малыш пытается ползать, переворачивается на спину и со спины на живот, сидит или делает попытки сидеть.
В девять месяцев малыш особенно активен, он стоит возле опоры, ползает, садиться. При наличии гипертонуса у малыша в этом возрасте особенно эффективен в его устранении массаж, так как основная цель массажа — снять тонус мышц.
Годовалый малыш уже пытается совершать первые шаги. В случае диагностики гипертонуса у ребенка в этом возрасте, лечение в виде массажа и ванн остается прежним, если положительная динамика не наблюдается к полутора годам, назначается дополнительная диагностика и пересматривается методика лечения. К трем годам гипертонус может выразиться в ходьбе не на стопе, а на цыпочках (в случае повышенного тонуса ног) и нарушении мелкой моторики рук (в случае повышенного тонуса рук).
К пятилетнему возрасту повышенный мышечный тонус может стать настоящей проблемой. Ребенок дошкольного возраста начинает отставать в развитии от сверстников, в некоторых случаях может стать основанием для установления инвалидности. Обучение в школе со сверстниками становится затруднительным и нередко таким детям приходится обучаться в специальных учебных заведениях.
Таким образом, раннее обнаружение гипертонуса мышц позволяет эффективно подобрать оздоровительные мероприятия и устранить повышенный тонус. Поэтому особенно важно обращать внимание на симптомы гипертонуса своевременно, что значительно увеличивает шансы на выздоровление.
А если не норма?
В идеале, невролог должен осматривать малыша в родильном доме, чтобы вовремя выявить начинающиеся отклонения. Однако, наличие физиологического гипертонуса порой затрудняет раннюю диагностику многих нервных болезней. Физиологическим гипертонус должен считаться до 4-6 месяцев, если тонус сохраняется дольше, это повод для обращения к специалистам – педиатру или неврологу.
Но как же определиться с тонусом? Для этого врач проводит осмотр ребенка и проверяет его рефлексы, ведь мышечный тонус характеризует не только работу нервной системы, но и общее развитие ребенка и физическое, и психическое. Однако, некоторые серьезные нарушения, не вдаваясь в тонкости, могут вовремя определить и родители.
Сегодня здоровых мам и малышей не так много. На нарушения тонуса у крохи влияет течение беременности, плацентарная недостаточность, стрессы и прием лекарств, течение родов, пособия и стимуляция родов, кесарево сечение и послеродовый период. Кроме того, нервная система и ее различные отделы активно формируются и после рождения, поэтому за малышом нужно тщательно наблюдать, отмечая время формирования основных его навыков.
Если вовремя не распознать нарушения мышечного тонуса, ребенок начнет отставать в физическом, а значит закономерно и в психическом развитии, так как его моторные навыки тесно связаны с развитием коры.
Предлагаю небольшой диагностический алгоритм, опираясь на который родители могут вовремя отметить нарушения и обратиться к доктору. Условно на первом году выделяются пять возрастных интервалов, в которые малыш должен овладеть определенными навыками, при отклонении от заданных величин не будет лишним проконсультироваться у невролога.
Период 0-1, исследуется с рождения до месяца, при положении ребенка на спине у него должна о с прижатыми к груди, согнутыми руками, сжатыми в кулачок кистями, и спрятанными внутрь кулачка большими пальчиками. Ноги разведены и согнуты в коленях, левая и правая половины тела симметричны, головка расположена ровно, не отклоняясь в стороны.
Если повернуть кроху на живот, он повернет голову в сторону, расположив ручки под грудью и сгибая ножки, имитируя ползательные движения. К концу месяца малыш пытается на несколько секунд поднимать и удерживать головку, устанавливая ее параллельно линии позвоночника.
Период 1-3, исследуется с месяца до трех месяцев. При положении на спине сгибание рук выражено меньше, чем в первом периоде, но еще сохраняется. Малыш может выдвигать их вперед и отводить в стороны, может поднести ручки к глазам или рту. ближе к трем месяцам пытается тянуться к игрушке, а при вкладывании ее в руку, крепко ее удерживает. Ребенок пытается поднимать и удерживать головку. Поворачивая ее на источник звука или света. При потягивании за руки, пытается подтягиваться к рукам взрослого, удерживает голову, особенно уверенно к концу третьего месяца. Параллельно с подтягиванием наблюдается сгибание в ножках.
При расположении ребенка на животе малыш осуществляет подъем головы, удержание ее в этом положении длительно, активные повороты головой в разные стороны. При подъеме головы осуществляется опора на предплечья, слегка разгибаются ручки в локтях. Ноги осуществляют ползающие движения, сгибаясь в тазобедренных и коленных суставах.
Период 3-6 месяцев. Лежа на спине, кроха открывает ладошки, руки и ноги полусогнуты. Малыш может сложить руки вместе, делая «ладушки», поднести ко рту, ощупать пеленку, игрушку, родителей, перебирает пальчиками, целенаправленно тянется к игрушке и хватает ее. Если в начальном периоде он может схватить предметы перед грудью, то к концу периода и сбоку от себя или перед лицом. Ребенок группирует конечности, делая первые попытки сесть. При потягивании за руки к пятому месяцу малыш удерживает голову и тело в одной плоскости, ножки слегка сгибаются. К полугоду подбородок приводится к груди, а ножки сгибаются и прижимаются к животу. При положении на животе ребенок уверенно держит голову, располагая ее ровно по линии позвоночника, уверенная опора на предплечья, а ладошки раскрыты. К полугоду малыш опирается на ладошки, поднимаясь на вытянутых руках, а ноги у него выпрямляются, спинка ровная. Примерно в четырехмесячном возрасте ребенок делает попытки переворачиваться со спины на бока, а к концу этапа свободно поворачивается с живота на спину и обратно. Период 6-9 месяцев. На спине ребенок активно двигается, меня позы, переворачиваясь на живот или обратно на спину, садясь самостоятельно, и сидя учится сохранять равновесие, поддерживая тело ручками. При подтягивании за руки малыш группирует конечности, а к концу 8-9 месяца вставая на ножки. На животе ползет по-пластунски, поднимаясь на четвереньки или боком. Переносит центр тяжести с руки на руку, подтягиваясь за игрушкой, к концу периода встает у опоры. Период 9-12 месяцев. В начале периода хорошо уверенно ползет на четвереньках, встает и ходит у опоры, может приседать и вставать у опоры за игрушками, далее учится стоять без опоры. К концу периода ребенок ходит самостоятельно, образует пинцетный захват 2 пальцами. Показывает рукой на игрушки, берет их.
Причины
Причины гипертонуса у ребенка могут быть самыми различными, начиная от генетической предрасположенности и заканчивая родовыми травмами. Однако, несмотря на индивидуальность каждого случая, есть определенный ряд факторов, которые, зачастую, становятся причиной повышенного мышечного тонуса. К ним можно отнести:
- наличие резус-конфликта;
- плохая экология;
- тяжелая беременность (инфекции и перенесенные острые заболевания);
- гипоксия плода в период беременности либо при родах;
- гемолитическая болезнь ребенка;
- тяжелые роды и родовые травмы;
- наличие вредных привычек у беременной;
- чрезмерная нервная возбудимость;
- сильный токсикоз мамы в первом или последнем триместре беременности;
- хронические заболевания мамы.
Так или иначе повышенный тонус мышц у ребенка не является патологией при рождении, но при наличии любого из вышеперечисленных факторов тонус мышц может не прийти в норму на протяжении длительного периода времени.
Признаки гипертонуса
В зависимости от того, повышено ли напряжение всех мышц у ребенка, либо повышенный тонус у ребенка охватил только конечности, либо только руки или ноги, различают и симптомы гипертонуса. Для него характерны следующие общие симптомы:
- малыш спит тревожно и мало, просыпается при малейшем дискомфорте или звуке;
- ребенок часто плачет без видимой причины, часто требует грудь;
- развести ножки получается с трудом, малыш нередко плачет и активно сопротивляется;
- ручки поджаты, головка запрокидывается назад;
- при плаче дрожит подбородок, и малыш запрокидывает голову, выгибает спину;
- при удержании головки наблюдается чрезмерное напряжение мышц;
- постоянные срыгивания после еды, возможно, и во время питания;
- отказ от еды.
При гипертонусе ног характерно замедленное двигательное развитие: ребенок не ползает, не начинает делать попытки ходить. В положении стоя при вашей поддержке, ребенок пытается ходить на цыпочках, не делая упор на всю стопу.
Сжатые кулачки и затруднение в разведении ручек в стороны в положении лежа на спине, говорят о повышенном тонусе мышц рук. Данные симптомы служат основанием для незамедлительного обращения к врачу для постановки диагноза и назначения лечения.
Нарушение тонуса
Выделяются несколько видов нарушений – гипертонус, чрезмерное напряжение мышц, гипотонус, недостаточное напряжение мышц и дистония, разрозненное напряжение различных групп мышц.
Гипертонус возникает в результате различных повреждений головного мозга и нервной системы – кровоизлияний, родовых травм, гипоксии в родах, менингитах. Кроме того, гипертонус возникает у чрезмерно возбудимых детей.
Обычно отмечается скованность и зажатость малыша, чрезмерное напряжение тела, во сне ребенок не расслабляется, конечности согнуты, руки прижаты к груди, ноги подтянуты к животу, кулачки плотно сжаты, иногда формируя «дулю». С рождения отмечается удержание головы за счет гипертонуса мышц шеи. Родители отмечают повышенное беспокойство ребенка, плохой сон, частые крики, колики. У таких малышей на любой незначительный раздражитель или в покое происходит тремор (дрожание подбородка), у них часты обильные срыгивания. При исследовании рефлексов повторное разведение ног или рук усиливает тонус мышц, что сразу же позволяет отличить физиологию от патологического гипертонуса. При вызывании рефлекса опоры происходит установка на «цыпочки» и поджимание пальчиков. При потягивании за руки ребенок совершенно не разгибает рук, полностью поднимаясь всем телом. Гипертонус может проявляться и формированием кривошеи, особенно в ответ на родовую травму шейного отдела – когда оказывалось пособие в родах или КС.
Гипертонус снижает темп развития ребенка, такие дети позже формируют положенные по возрасту навыки – ползание, сидение, хождение.
Гипотонус или снижение мышечного тонуса явление противоположное, встречается у малышей реже, чаще у недоношенных или с патологиями головного мозга, при эндокринных болезнях, инфекциях. Диффузная мышечная гипотония может быть признаком внутриутробного инфицирования, тяжелой родовой травмы, внутричерепных гематом и т.д. В тяжелых случаях из-за слабости мышц нарушается глотание, сосание и даже дыхание. При гипотонии отдельных групп мышц или конечности следует подозревать поражение нервов.
Малыш с гипонусом обычно тих и спокоен, не доставляет родителям хлопот. Большую часть времени вял или спит. Он мало плачет, мало двигается, плохо сосет и набирает вес. Ребенок очень долго не держит голову, ноги и руки у него при положении на спине вытянуты вдоль тела, живот распластан — «лягушачий». Угол разведения бедер достигает 180 градусов. При выкладывании ребенка на живот он не сгибает рук и утыкается лицом в поверхность, выглядит обмякшим.
Несимметричный тонус – дистония – это состояние, когда одни группы мышц в повышенном, а другие в пониженном тонусе. При таком состоянии ребенок лежит в неестественных позах, кожные складки выражены неравномерно. Ребенок может заваливаться на бок, где тонус более выражен, а головка и таз будут развернуты в сторону напряжения мышц, туловище выгнуто дугой.
Рефлекторные тесты
Еще одним важным методом диагностики повышенного тонуса у ребенка является оценка рефлексов. Результаты данного тестирования наиболее точно могут быть оценены врачом. При посещении участкового терапевта вы нередко можете заметить тестирование именно по наличию или отсутствию следующих рефлексов в определенном возрасте малыша:
- Тонический рефлекс должен угаснуть к трем месяцем, если же этого не произошло, то это может свидетельствовать о наличии гипертонуса. Так ребенок лежа на животе будет подгибать ножки, а на спине- распрямлять их.
- По достижении двухмесячного возраста ребенок может пытаться шагать, становясь на пальчики, а не на всю ногу (шаговый рефлекс).
- Симметричный и асимметричный рефлексы должны угаснуть к трем месяцам. В положении лежа на спине, если повернуть головку влево, левая рука и нога разогнуться, а правая рука, напротив, согнется. При прижимании подбородка к груди, лежа на спине руки согнуться, а ноги разогнуться.
- При попытке посадить малыша он не дает отвести руки от груди.
Как снять тонус мышц ног у ребенка 2 года
Гипертонус — повышенный мышечный тонус тела, который выражается в чрезмерном перенапряжении мышц. Почти все дети рождаются с данной патологией. Объясняется это тем, что внутри утробы они постоянно находятся в неестественной и неудобной позе эмбриона, когда конечности и подбородок тесно прижаты к туловищу. Однако в течение первых месяцев жизни гипертонус у ребёнка при нормальном развитии проходит.
Проблемы начинаются в тех случаях, когда он сохраняется и в полгода, и в год, и даже в более старшем возрасте. Чтобы благополучно их разрешить, родители должны быть осведомлены об этой патологии и знать, как с ней справляться.
Для каждого возраста существуют свои нормы развития и отклонения от них. Есть такие параметры и для мышечного тонуса. Их должен отслеживать участковый педиатр, который наблюдает малыша.
Иногда сами родители могут заметить, что с телом их ребёнка что-то не так. Но чтобы не гадать на кофейной гуще, нужно знать, на каком этапе гипертонус — норма, а с какого момента он становится патологией.
Наиболее выражен гипертонус у месячного ребёнка, тело которого ещё совсем не приспособлено к новым условиям существования. Его можно увидеть в зажатых кулачках, запрокинутой назад головке, согнутых ножках. Тонус разгибательных мышц гораздо выше, чем сгибательных. При попытке раздвинуть ножки (это возможно лишь на 45°) будет чувствоваться сопротивление.
Норма: если месячный малыш, лёжа на спине, принимает позу эмбриона — прижимает согнутые ручки к груди, кожные складки на ногах, разведённых в стороны, симметричны. Когда он лежит на животе, голову не поднимает, но поворачивает в стороны, а также имитирует движения ползания согнутыми ножками.
Если тело, мышцы ребёнка развиваются без патологий, в 3-4 месяца гипертонус проходит. Однако если ещё есть какие-то отклонения, устраивать панику не стоит: дайте маленькому организму ещё немного времени.
Норма: ребёнок держит головку, поворачивает её без труда в разные стороны, вытягивает руки, захватывает ладошкой и удерживает игрушку.
До полугода нервная система адаптируется к условиям окружающего мира, так сильно отличающимся от внутриутробных. Ребёнок только в 6 месяцев учится более-менее контролировать движения своего скелета и мышц. Если к этому времени гипертонус сохраняется, тут уже требуется немедленное обращение к врачу и своевременное лечение.
Норма: когда малыш лежит на спине, руки и ноги находятся в полусогнутом состоянии, ладошка полностью раскрывается, активно тянется к игрушке. Переворачивается на живот и обратно, садится, пытается ползти, опираясь на вытянутые руки, раскрывая при этом ладошки.
Именно в этом возрасте гипертонус так хорошо лечится ваннами и массажем. Если ваш кроха ещё даже не пытается ползать, а его двигательная активность оставляет желать лучшего (при условии, что он не страдает ожирением и другими серьёзными заболеваниями), обязательно запишитесь на консультацию к невропатологу.
Норма: у малыша наблюдается высокая двигательная активность, он садится, ползает, начинает вставать, если есть опора.
Когда гипертонус у детей после года сохраняется, лечебные процедуры продолжают проводить. Но если к 1,5 годам ситуация не исправляется, врач обязан провести дополнительные лабораторные исследования и, возможно, назначить другое лечение.
Норма: кроха ползает, самостоятельно встаёт, совершает первые шаги с опорой и самостоятельно.
Ситуация осложняется, если гипертонус сохраняется в 2-3 года. Он может проявляться в ходьбе на цыпочках (гипертонус ног) и нарушении мелкой моторики (гипертонус рук). Лечение и постоянный контроль со стороны врачей продолжаются. Несмотря на то, что это мешает ребёнку полноценно развиваться, ванны и массаж могут сделать своё благое дело и устранить данную патологию.
Если ребёнок продолжает ходить на цыпочках или не может держать карандаш в руках в 4-5 лет, буквально накануне школы, это может стать серьёзной проблемой. Он не сможет со своими сверстниками осваивать учебную программу, полноценно развиваться. В каких-то случаях дают инвалидность, кто-то определяет ребёнка в специальное учебное заведение. В любом случае без помощи невропатологов здесь не обойтись.
Если гипертонус диагностируется у детей до года, есть шансы исправить ситуацию, благодаря лечебным мероприятиям. Если в это время помощь оказана не была или причиной патологий является серьёзная проблема (та же генетика, к примеру), очень велик риск инвалидности в дальнейшем. Чтобы этого не допустить, нужно обращать внимание на основные симптомы гипертонуса, которые могут сохраняться с момента рождения слишком долгое время.
Согласно статистике. Как показывает практика, у 6% детей гипертонус так и не проходит к школьному возрасту. Несмотря на это, при постоянных лечебных процедурах, 4% удаётся ходить в обычную школу, не отставать в развитии от своих сверстников, а к половому созреванию (12 годам) и вовсе избавиться от данного недуга. Оставшиеся 2%, увы, лишаются радости жизни, чаще всего становятся инвалидами и учениками специализированных школ.
Чтобы определить гипертонус у ребёнка, родители должны быть предельно внимательными. Есть общие симптомы, которые указывают на наличие патологии, — их можно увидеть невооружённым глазом. Они касаются общего состояния ребёнка. Если же нарушена мышечная активность каких-то определённых конечностей, признаки патологии будут связаны именно с ними.
- Плохой сон: беспокойный, короткий, тревожный.
- В лежачем положении руки и ноги поджаты, головка запрокинута назад.
- Попробуйте развести ноги или руки ребёнка в стороны (только очень аккуратно, без нажима): вы почувствуете сильное напряжение и сопротивление вашим действиям; ребёнок при такой процедуре начинает плакать, а при попытке повторного разведения конечностей сопротивление мышц усиливается.
- Во время плача головка сильно запрокидывается назад, малыш выгибается, мышцы подбородка дрожат.
- Тревожная, болезненная реакция на любые раздражители: звук, свет.
- Частые срыгивания.
- Отказ от груди или смеси.
- С самого рождения малышу удаётся «удерживать» головку только за счёт постоянного, чрезмерного напряжения шейных мышц.
Чтобы увидеть гипертонус мышц ног у ребёнка, поставьте его в вертикальное положение, поддерживая за подмышки. Он попытается сделать шаг, а вы в этой время наблюдайте, как он ставит ножку. Если на всю стопу — беспокоиться не о чем, всё в норме. Если на кончики пальцев, на переднюю часть стопы — возможно, есть проблемы. Этот симптом распознаётся только после 4-6 месяцев. Ранее такие эксперименты проводить не рекомендуется.
Если ребёнок никак не начинает ползать или ходить, возможно, всё дело именно в гипертонусе ног, но это уже, скорее следствие болезни, а не её симптом.
Распознать гипертонус рук у ребёнка очень легко. Положите его на спину и попробуйте развести его ручки в разные стороны. Вы почувствуете сопротивление, а кулачки будут сильно сжаты.
Помимо этих основных симптомов гипертонуса у ребёнка, можно провести ряд рефлекторных тестов. Лучше, если это будет происходить под наблюдением врача, но при необходимости родители и сами могут воспользоваться ими в домашних условиях, чтобы перед обращением в больницу быть уверенными, что с мышцами малыша существуют проблемы.
Медицинская терминология. У невропатологов есть такое понятие, как гипертонус по гемиту — это когда заболевание касается только одной конечности, а не всего организма.
Для проведения рефлекторных тестов особых знаний не требуется, однако, если это происходит не в присутствии врача, взрослые должны выполнять каждое движение максимально аккуратно, не причиняя малышу боли.
Массаж при гипертонусе
Основным направлением в борьбе с гипертонусом является массаж. Основная цель массажа — это бережное расслабление напряженных мышц. Значительным его преимуществом является доступность. Так в профилактических целях массаж можно начинать делать уже с 2 недельного возраста. В роли массажиста может выступать мама, а массаж превращен в интересную увлекательную игру с обязательным общением с близким человеком. В случае же назначения массажа детям в лечебных целях проведение процедуры лучше доверить компетентному специалисту. Но не стоит забывать об очень большом преимуществе массажа мамы- это человек близкий и родной, и достичь расслабления и комфорта для малыша маме будет гораздо проще. Лечебный массаж ребенку от 1 месяца и старше, как правило, назначают курсом, после окончания курса оценивается динамика заболевания и в случае необходимости курсы повторяют после небольшого отдыха.
Учитывая маленький возраст пациента перед массажем обязательно необходимо смазать руки маслом, так как кожа малышей очень нежная и повредить ее не составляет труда. Массаж не следует делать сразу после еды или после пробуждения, ребенок должен прийти в себя, быть в хорошем расположении духа. Важно установить контакт с ребенком, так как массаж вопреки воле и с периодичным плачем ребенка теряет свои целебные свойства. Все движения нужно делать плавно, не резко, мягко и нежно. Достаточно минимальных усилий, недопустимы похлопывания и глубокое разминание. В случае негативной реакции на ваши действия массаж детям лучше прекратить и устранить причину недовольства (это могут быть холодные руки массажиста или низкая температура в помещении).
Массаж: как делать при повышенном тонусе у ребенка?
Процедуру можно выполнять самостоятельно, находясь в домашних условиях с тех пор, как ребенку исполнится 2 недели. Однако сперва нужно проконсультироваться у специалиста. Он должен показать основные техники и процесс выполнения таковых. Всего необходимо провести 10 сеансов, а спустя полгода повторить курс.
Массаж состоит из нескольких техник: поглаживания, растирания и покачивания:
- Тыльной стороной ладони поглаживают верхние и нижние конечности, спину. Можно чередовать поглаживание пальцами с обхватывающими поглаживаниями кистью;
- Растирание круговыми движениями. Для этого ребенка укладывают на живот. Один из родителей совершает круговые растирания снизу вверх штриховыми движениями. Аналогичным образом прорабатывают конечности, перевернув кроху на спинку;
- Необходимо взять грудничка за кисть руки и легонько потряхивать ее, придерживая конечность в зоне предплечья. Аналогичным образом обрабатывают вторую руку и обе нижние конечности;
- Взять кроху за руки выше запястья, покачать в определенном ритме со стороны в сторону;
- Обхватить ножки за голени, покачать;
- Любой вид массажа должен заканчиваться поглаживанием верхних и нижних конечностей.
При повышенном тонусе глубокая разминка мышц, рубящие и похлопывающие движения являются противопоказанием. Абсолютно все движения, выполняемые родителями, должны быть аккуратными, плавными и расслабляющими, но одновременно ритмичными.
Дополнить комплекс лечения можно травяными ваннами. Вода обладает расслабляющими свойствами, поэтому рекомендуется заниматься с ребенком плаванием. Сочетание домашних водных процедур с травами усиливает эффективность лечения. Рекомендуется на протяжении 4 дней проводить теплые ванным с корнем валерианы, пустырником, листьями брусники и шалфеем (по очереди). Затем делается перерыв на сутки и повторение курса. Хорошо в этом плане себя зарекомендовали хвойные ванны.
Массажные манипуляции
Их можно разделить на:
- Поглаживания и растирания. Начинать лучше с поглаживающих движений рук, ног, переходя на спину. Как правило, малыши охотнее дают массировать ноги чем руки. Поэтому важно определить очередность для эффективного продолжения массажа. С растираниями нужно быть очень аккуратными и не переусердствовать.
- Растирающими мягкими движениями потрогать части тела по направлению снизу вверх. Сначала проделать такой массаж, лежа на животике, затем перевернуть на спинку.
- Потряхивания и покачивания:
- Легонько потрясти кисти рук, обязательно придерживая предплечье, потрясти ножки. В случае если какие-то упражнения малыш дает делать неохотно, сопротивляется, можно попробовать слегка потряхивать конечности и проделать данное упражнение, если все же сопротивление не уменьшается, перейти к другому упражнению.
- Покачать ручки в разные стороны, тоже самое проделать с ножками, покачивая ножки держа их за голень.
Закончить массаж лучше легкими поглаживаниями, чтобы упокоить взбудораженного малыша. Важно поддерживать контакт с ребенком, ласково разговаривать и поощрять каждое успешное упражнение, шаг вам навстречу, и ни в коем случае не повышать голос.
Особое внимание следует уделять массажу ножек при обнаружении повышенного тонуса мышц ног, так как усугубление проблемы весьма негативно влияет на приобретение такого важного навыка как ходьба.
При массаже ножек следует удерживать их за голени и начинать поглаживать снизу вверх, повторяя движения около восьми раз, затем перейти к задней части бедра. Затем следуют мягкие растирания подушечками пальцев в том же направлении-снизу вверх. Легко поглаживают стопы, двигаясь от пальцев к пяточке. У основания большого пальца следует легонько нажать, пальчики сомкнуться, затем провести по внешней части стопы, пальцы расправятся «веером», так повторить несколько раз. Далее большим пальцем руки можно «рисовать восьмерку» на стопе. Можно легонько размять стопу, бережно нажимая большим пальцем. Затем следует погладить область от пальчиков до голеностопного сустава, продолжить мягкое растирание этой области, легонько надавливая, трогая.
Проделав массаж ножек, можно сделать простые упражнения. Беря ножки за колени, поочередно сгибают их, мягко надавливая на животик. Это упражнение также полезно для малышей, которых еще беспокоят газики. Согнув ножки в коленном суставе, коленки разводят в противоположные стороны, а стопы складывают вместе, нежно потирая друг о дружку. Если упражнения делать правильно и мягко вы не только будете продвигаться в решении проблемы гипертонуса, но и подарите малышу такое необходимое общение с близким человеком.
Методика исследования мышечной системы
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 15Следующая ⇒
Расспрос
Наиболее частые жалобы при поражении мышечной системы — боли в мышцах (миалгии) и снижение мышечной силы. При сборе анамнеза следует по возможности выяснить время появления этих жалоб, провоцирующие фак- торы, связь с другими патологическими симптомами, имеющимися у ребён- ка, семейно-наследственный анамнез.
Осмотр и пальпация
При осмотре оценивается степень выраженности мышц, симметричность, а при пальпации — тонус. Также необходимо оценить такие важнейшие показатели состояния мышечной системы, как тонус, сила и двигательная активность мышц.
· Степень развития мышц.
Для детей раннего возраста при оценке степени развития мыщц учитывается поза ребенка (до треx мес. сохраняется гипертонус сгибателей, поэтому ребенок лежит с приведенными ручками и ножками). В этом возрасте лучше развиты мышцы туловища, по сравнению с мышцами конечностей.
У здоровых детей старше года мышцы упругие на ощупь, оди- наковые на симметричных участках тела и конечностей. Различают 3 степени развития мышц.
• Хорошее — контуры мышц туловища и конечностей в покое хорошо вид- ны, живот втянут или незначительно выдаётся вперёд, лопатки подтянуты к грудной клетке, при напряжении усиливается рельеф сокращённых мышц.
• Среднее — мышцы туловища развиты умеренно, а конечностей — хорошо, при напряжении отчётливо изменяются их форма и объём.
• Слабое — в покое мышцы туловища и конечностей плохо контурируются, при напряжении рельеф мышц изменяется едва заметно, нижняя часть живота отвисает, нижние углы лопаток расходятся и отстают от грудной клетки. Недостаточное развитие мышц возникает у детей, ведущих малоподвиж- ный образ жизни, при дистрофии, обусловленной нарушением питания, наличием хронических соматических заболеваний, патологии нервной сис- темы, генерализованного поражения суставов и т.д. Крайняя степень слабогоразвития мышц — атрофия. При этом состоянии масса мышечной тканирезко уменьшена, а брюшко мышц по своей толщине и консистенции становится похожим на сухожилие. При мышечной атрофии происходит обратимое или необратимое нарушение трофики мышц с развитием истончения и перерождения мышечных волокон, ослаблением или утратой их сократительной способности. Асимметрия мышечной массы предполагает неодинаковую степень развития одноимённых групп мышц. Для выявления асимметрии последовательно сравнивают аналогичные мышцы обеих половин лица, туловища, конечностей. Для более точной оценки измеряют сантиметровой лентой и сравнивают окружности левой и правой конечностей на одинаковых уровнях. Мышечная асимметрия может быть следствием недоразвития, травмы, патологии нервной системы, некоторых ревматических заболеваний (гемисклеродермии, ЮРА) и др.
При пальпации выявляют локальную или распространённую болезненность, а также уплотнения по ходу мышц, что может быть связано с воспалительными изменениями, очаговым или диффузным отложением в них кальция.
· Мышечный тонус.Мышечный тонус — рефлекторное напряжение мышц, контролируемое ЦНС и зависящее также от происходящих в мышце метаболических процессов. Снижение или отсутствие тонуса называют гипотонией или атонией мышц соответственно, нормальный тонус—нормотонией мышц, высокий тонус — мышечной гипертонией.
Предварительное представление о состоянии мышечного тонуса можно по- лучить при визуальной оценке позы и положения конечностей ребёнка. Так, например, поза здорового новорождённого (руки согнуты в локтях, колени и бёдра подтянуты к животу) свидетельствует о наличии у него физиологичес- кого гипертонуса сгибателей. При снижении мышечного тонуса новорождён- ный лежит на столе с вытянутыми руками и ногами. У детей более старшего возраста снижение тонуса мышц приводит к нарушениям осанки, крыловид- ным лопаткам, чрезмерному поясничному лордозу, увеличению живота и др.
Мышечный тонус исследуют, оценивая сопротивление мышц, возникаю- щее при пассивных движениях в соответствующих суставах (конечность при этом должна быть максимально расслаблена) (рис4.1).
рис 4.1
• Повышение тонуса может быть двух видов.
— Мышечная спастичность — сопротивление движению выражено только в начале пассивного сгибания и разгибания, затем препятствие как бы умень- шается (феномен «складного ножа»). Возникает при перерыве центрально- го влияния на клетки переднего рога спинного мозга и растормаживании сегментарного рефлекторного аппарата.
— Мышечная ригидность — гипертонус постоянен или нарастает при повторении движений (феномен «восковой куклы» или «свинцовой трубки»). При исследовании мышечного тонуса может возникнуть прерывистость, ступенчатость сопротивления (феномен «зубчатого колеса»). Конечность может застывать в той позе, которую ей придают — пластический тонус. Возникает при поражении экстрапирамидной системы.
• При мышечной гипотонии выявляют отсутствие сопротивления при пас- сивных движениях, дряблую консистенцию мышц, увеличение объёма
движений в суставах (например, переразгибание). Существует несколько проб, позволяющих судить о состоянии мышечного тонуса у детей.
—Симптом возврата — ножки новорождённого, лежащего на спине, разгиба- ют, выпрямляют и прижимают к столу на 5 с, после чего отпускают. При наличии у новорождённого физиологического гипертонуса ножки сразу же возвращаются в исходное положение, при сниженном тонусе полного воз- врата не происходит (рис 4.2).
рис 4.2
—Проба на тракцию — лежащего на спине ребёнка берут за запястья и стара- ются перевести в сидячее положение. Ребёнок сначала разгибает руки (пер- вая фаза), а затем сгибает их, всем телом подтягиваясь к исследующему (вто- рая фаза). При гипертонусе отсутствует первая фаза, а при гипотонусе — вторая фаза ( рис4.3).
рис 4.3
—Симптом «верёвочки» — исследователь, стоя лицом к ребёнку, берёт его в свои руки и совершает вращательные движения попеременно то в одну, то в другую сторону, оценивая при этом степень активного мышечного сопротивления.
—Симптом «дряблых плеч» — плечи ребёнка обхватывают сзади двумя рука- ми и активно поднимают вверх. При мышечной гипотонии это движение даётся легко, при этом плечи касаются мочек ушей.
Объём движений.Оценивают объём как активных, так и пассивных движений.
• Активные движения изучают в процессе наблюдения за ребёнком, а также во время игры, ходьбы, выполнения тех или иных движений (приседаний, наклонов, подниманий рук и ног, перешагиваний через препятствия, подъёма и спуска по лестнице и т.д.). Ограничение или отсутствие движений в отдельных мышечных группах и суставах указывает на поражение нервной системы (парезы или параличи), мышц, костей, суставов.
• Пассивные движения исследуют, последовательно производя сгибание и разгибание в суставах: локтевых, тазобедренных, голеностопных и т.д. У новорождённых и детей первых 3—4 мес жизни отмечают ограничение дви- жений в суставах, обусловленное физиологическим гипертонусом. Огра- ничение пассивных движений у детей более старшего возраста указывает на повышение мышечного тонуса или поражение суставов.
Сила мышц.Силу мышц оценивают по степени усилия, необходимого для преодоления активного сопротивления той или иной мышечной группы. У детей раннего возраста пытаются отнять схваченную ими игрушку. Старших детей просят оказать сопротивление при разгибании согнутой руки (ноги). О состоянии мышечной силы косвенно можно судить по тому, как ребёнок вы- полняет приседания, подъём и спуск по лестнице, вставание с пола или кро- вати, одевание и раздевание и т.д. Мышечная сила отчётливо увеличивается с возрастом. Как правило, ведущая рука сильнее, и в целом мышечная сила у мальчиков больше, чем у девочек. Более объективно судить о мышечной силе можно по показаниям динамометра (ручного и станового). Ручной динамометр используется с 6-летнего возраста, а становой с 10-12 лет.
⇐ Предыдущая6Следующая ⇒
Успокаивающая ванна
Ванна, как и массаж, оказывает расслабляющее действие на мышцы, при добавлении таких трав как эвкалипт, лаванда, пустырник, шалфей, валериана, хвойные растения, расслабляющее действие ванны усиливается. Как правило, ванна назначается врачом с добавлением подходящего для конкретного малыша ингредиента курсом. При необходимости цикл ванн повторяется. В некоторых случаях травы чередуются. Важным аспектом при назначении того или иного лекарственного растения является индивидуальная переносимость ребенком.
Соответствующий уход
Также для лечения гипертонуса мышц у детей могут стать эффективными следующие мероприятия, направленные на расслабление и уменьшение тонуса мышц:
- Прием витамина В, мочегонных средств.
- Лечебная физкультура, занятие с использованием фитбола.
- Теплолечение.
- Грязелечение.
- Электрофорез.
Медикаментозное лечение назначается только в тех случаях, когда более щадящие мероприятия не ведут к положительной динамике. В большинстве случаев своевременно поставленный диагноз и следование предписаниям врача дают положительные результаты без необходимости медикаментозного вмешательства.
Кроме назначенного компетентным специалистом лечения немаловажную роль играет правильно организованный родителями уход и психологический климат. Обеспечение комфорта в моральном и бытовом плане-первоочередная забота и задача родителей.
- Важно исключить физические нагрузки, создающие дополнительное напряжение мышц, находящихся в повышенном тонусе.
- Психологический климат в семье, благоприятная и доброжелательная обстановка позволяет малышу быть расслабленным, спокойным и не приводит к нервным напряжениям.
- Важное значение имеет создание благоприятной атмосферы в комнате отдыха ребенка, отсутствие раздражителей в виде громких звуков, яркого света, приемлемая температура воздуха и допустимая влажность воздуха.
В любом случае, какой бы метод лечения гипертонуса не был выбран, важно обеспечить комфортное лечение малышу, так как гипертонус- это повышенное напряжение мышц, следовательно, чтобы его избегать, нужно достичь расслабления.
Лечение повышенного тонуса мышц у детей
Своевременное обращение к врачу-невропатологу позволит избежать серьезных последствий. Назначить лечение может только доктор. Чем раньше приступить к процедурам и другим мероприятиям, тем быстрее наступает выздоровление.
Лечение данной патологии всегда является комплексным. Как правило, в него входит:
- расслабляющий массаж;
- ЛФК;
- электрофорез;
- плавание;
- парафиновые аппликации;
- прием медикаментов.
Как видим, лекарства применяются в последнюю очередь, то есть они не являются основой терапии. В их число входят средства, способствующие расслаблению мышц, снижающие тонус, а также мочегонные препараты, снижающие уровень жидкости головного мозга.
В дополнение к массажу может быть назначен курс витаминов группы В и дибазол.
Чем опасен гипертонус?
Основной проблемой в устранении гипертонуса у грудничка является изначально неверный подход родителей к данной проблеме. Ввиду того, что у новорожденных гипертонус является нормой (ввиду нахождения в тесном положении в утробе матери), многие родители не уделяют должного внимания в случае, если такое состояние затягивается, и считают его вполне нормальным и физиологичным. Напоминаем, что состояние повышенного тонуса мышц в норме должно пройти к трем месяцам, если же это не происходит к шести- это повод для обращения к врачу.
В случае если все-таки у ребенка обнаружен гипертонус, а надлежащие меры были приняты несвоевременно либо не приняты вовсе, это может привести к серьезным отклонениям в развитии:
- Отставание в двигательной активности ребенка. Он поздно начинает ползать, ходить. Нарушается координация движений, формируется неправильная походка, осанка.
- При гипертонусе рук страдает мелкая моторика, у ребенка плохо получается захватывать руками предметы, он не может полноценно манипулировать ими.
- Искривление позвоночника.
- Отставание в общем развитии (нарушение речи), умственном развитии.
- Нарушение работы внутренних органов ребенка.
Откуда берется тонус и зачем он?
Самые первые движения ребенка, еще в утробе матери, происходят за счет мышечно-суставного чувства и сокращения мышц, при помощи них ребенок может ощущать свое положение в пространстве. После рождения тонус мышц и движение дает возможность ребенку развиваться как физически, так и психически. Кроха учится совершать свои первые движения – удерживать голову, тянуть руки к игрушкам, переворачиваться с боку на бок и с живота на спину, затем садиться, ползти, вставать и ходить. Для своевременного осуществления этих умений необходим адекватный мышечный тонус. Под этим понятием понимается минимальное напряжение в скелетных мышцах, сохраняемое телом в состоянии полного покоя. Дело в том, что даже если ребенок полностью расслаблен, его мышцы все равно должны находиться в определенном напряженном состоянии – в тонусе, за счет этого достигается поза, поддержание здоровья и осуществление движений. Не все мышцы одинаково напряжены, есть расслабленные группы, есть напряженные, в зависимости от выполняемой задачи и нагрузки.
Для детей существует определенная зависимость тонуса мышц от возраста (чем меньше малыш, тем более выражен тонус), чем и обуславливаются характерные особенности новорожденных и малышей первых месяцев жизни.
Особенности тонуса обусловлены тем, что первые 9 месяцев жизни малыш проводит в тесноте матки, где его конечности и все тело расположены максимально компактно, и у крохи практически нет возможности к моменту родов активно двигать телом. Все его мышцы находятся в состоянии напряжения. Поэтому большинство групп мышц новорожденного на момент рождения находятся в состоянии физиологического гипертонуса. Причем, существует особенность распределения тонуса по группам мышц – в сгибателях он выше, чем в разгибателях, поэтому ручки и ножки ребенка приведены к телу, а вот головка обычно слегка запрокинута назад. Кроме того, преобладает тонус в приводящих мышцах бедер. Поэтому при разведении у малыша ножек может ощущаться сопротивление мышц, и разведение ножек возможно в норме примерно под углом 45 градусов каждой ножки, что в общем образует между бедрами прямой угол.
Гипертонус мышц симметрично сохраняется примерно до 3-4 месяцев, а затем происходит его постепенное снижение – сначала снижается тонус в сгибательной группе мышц, примерно до 5-6 месяцев. А затем равномерно снижается тонус всех групп мышц. К полутора-двух годовалому возрасту мышечный тонус ребенка должен стать примерно таким же, как у взрослого человека.
Режим ребенка при гипертонусе
В чередовании кормлений, сна и игр малыша не должно быть особых отличий от здорового ребенка. Более того, важная задача родителей — не создавать дополнительных напряжений и стрессов для него. Не стоит малыша принуждать к определенному режиму, неудобному для него. Организм ребенка сам в состоянии определить, когда хочет спать, когда кушать, когда поиграть, поэтому будьте внимательны и он сам подскажет вам, что нужно ему конкретно сейчас. В случае, если вы будете насильно заставлять бодрствовать или укладывать спать сквозь плач, эти действия приведут к усугублению проблемы, так как любое, в том числе и нервное, напряжение в данном случае крайне нежелательно. Так же не следует устанавливать режим кормлений с определенным интервалом, ведь для малыша мамина грудь — это не только питание, но и способ расслабиться, успокоиться и даже заснуть.
Самое важное средство в борьбе с гипертонусом — это внимание родителей. Ни один врач не проводит с вашим ребенком столько времени, сколько проводят мама или папа, которые в состоянии уловить тревожные симптомы практически сразу и принять меры. Ведь чем раньше заняться этим вопросом, тем быстрее и эффективнее будут заметны результаты.
Надеюсь, в данной статье вы нашли всю интересующую вас информацию и узнали, что такое гипертонус.
Чем грозит повышенное напряжение
Чем опасно данное состояние, если причина его появления связана с положением ребенка в утробе? Физиологическое нарушение, как уже отмечалось – норма, однако он в норме проходит самостоятельно к 3-месячному возрасту. При патологии имеет место поражение тканей мозга, отвечающих за состояние мышц. К примеру, напряжение может наблюдаться при повышенном внутричерепном давлении, повышенной возбудимости, перинатальной энцефалопатии и т. д.
Если патология сохраняется дольше положенного, то при отсутствии лечения последствия могут быть весьма плачевными.
Отсутствие нормальной регулировки тонуса приведет к тому, что ребенок будет отставать в развитии. Могут наблюдаться следующие состояния:
- нарушение координации движений;
- неправильное формирование осанки, походки;
- нарушение речи;
- плохие двигательные навыки.