НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ РЕБЕНОК консультация по коррекционной педагогике

Как часто можно наблюдать такую картину: ученик готовит уроки. Вот он сидит за столом у окна. Перед ним раскрытая тетрадь и учебник по арифметике, но взор его устремлен куда-то в неведомую даль, а карандашом он словно хочет просверлить дырку в собственной щеке.

— Ты решил задачу? — Нет… Но я уже думаю.

А в тетради никаких следов другой работы, кроме раздумья, хотя так он сидит уже полчаса. О чем он думает?

Конечно, не о 100 килограммах сахарной свеклы, из которых получается 18 килограммов сахару, и не о том, сколько сахару получится из 10 тонн этой свеклы… Он, видимо, всерьез хотел заняться арифметикой, но мысли его своевольно убежали прочь от учебника и увлекли за собой воображение мальчика.

Виноват ли он? Конечно, нет. Он просто не умеет еще владеть своим вниманием.

Про таких детей говорят: рассеян и невнимателен. А успехи в школе, как правило, оставляют желать лучшего. Что же делать? Рассеянность — вполне преодолимый недостаток в поведении и характере ребенка. Надо только поменьше бранить и наказывать за нее, потому что это не поможет. А лучше найти истинные причины рассеянности и невнимательности ребенка и постараться устранить их.

Что это такое?

Дефицит внимания у детей нередко называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ). Это состояние, сопровождающееся различными отклонениями и нарушениями поведения, умственной деятельности, социальной активности. Такой термин появился относительно недавно. Употреблять его стали в конце прошлого века.

Но как диагноз это состояние стали расценивать только в нынешнем веке. Сегодня СДВГ диагностируется примерно у каждого 10-15-ого ребёнка. Чаще всего проблема обнаруживается в возрасте от 4 до 9 лет (раньше поставить точный диагноз просто невозможно). Удивительно, но с каждым годом количество детей с такой проблемой увеличивается, некоторые специалисты даже говорят о своеобразной эпидемии.

Мальчики страдают СДВГ чаще девочек в 3-5 раз. У взрослых такое отклонение тоже встречается, но чаще дети перерастают его. В некоторых случаях проявления сохраняются и во взрослой жизни, но становятся не такими явными.

Всего выделяют несколько видов дефицита внимания:

  • Отдельный дефицит внимания без каких-либо прочих явных проявлений.
  • Дефицит внимания, сочетающийся с импульсивностью. Это более сложный случай.
  • Дефицит внимания и гиперактивность. Сложное состояние, которое существенно затрудняет обучение, социализацию и другие процессы.
  • Смешанный тип. Наиболее сложный вариант, такое состояние может иметь самые разнообразные проявления.

Неусидчивый ребенок. Что делать?

Мавлида Шакирова

Неусидчивый ребенок. Что делать?

Неусидчивый ребенок:

Что нужно знать родителям о ребенке?

Большая подвижность характерна едва ли не всем детям дошкольного возраста. Но если неугомонность малыша переходит всякие границы и создает проблемы в общении со сверстниками, с родителями и воспитателями — это сигнал о том, что необходимо проконсультироваться у специалиста. Очень часто к чрезмерной активности добавляются и другие особенности поведения. Прежде всего, это неспособность сосредоточиться, долго заниматься одним и тем же делом, отсутствие целеустремленности. Такую проблему врачи называют синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Почему у детей формируется такое поведение?Медики называют несколько причин: это и наследственность, и инфекционные заболевания в младенчестве, и даже пищевая аллергия, вызванная искусственными добавками. Но чаще всего к гиперактивности приводят осложнения во время беременности и (или)

родов. Психологические особенности
ребенкас таким поведением проявляются в следующем:
• гиперактивный ребенок не может долго удерживать свое внимание на чем-либо;

• ему трудно дослушать собеседника до конца, постоянно перебивает других;

• часто «не слышит»

, когда к нему обращаются;

• не может усидеть на месте, ерзает на стуле, крутится, вскакивает;

• с удовольствием берется за новое дело, но при этом почти никогда не доводит начатое до конца;

• регулярно теряет свои вещи;

• даже в школьном возрасте ребенок не способен самостоятельно следовать распорядку дня;

• легко забывает все, что его не интересует;

• руки беспокойные, ребенок постоянно что-то крутит, ковыряет, барабанит пальцами;

• спит мало;

• говорит много;

• часто под влиянием эмоций совершает необдуманные поступки;

не любит и не умеет ждать своей очереди;

• движения резкие, неожиданные, в результате окружающие предметы с грохотом летят на пол.

Если перечисленные симптомы вам знакомы, и вы наблюдаете их у своего ребенка,то вам необходимо обратиться к специалистам: к неврологу, психологу. Поставить диагноз может только врач после длительного наблюдения и полного обследования ребенка. Ведь все эти симптомы могут свидетельствовать не только о гиперактивности ребенка, но и о какой-то другой особенности развития. Известны случаи, когда родители таких детей «купившись»

на их высокие интеллектуальные способности, отдавали своего
ребенка в школу несколько раньше, чем это было необходимо. Ведь если ребенок, например, в 5 лет умеет читать и считает до ста, быстро запоминает стишки, что делать ему в садике? Но не все так просто. Одна из особенностей таких детей – асинхрония развития, т. е. неравномерное развитие. Ребенок действительно по некоторым параметрам опережает своих сверстников, но в чем-то, увы, отстает от них. Часто опережение идет именно в плане развития интеллекта, а отставание – в вопросах социализации. Для такого ребенка урок длительностью 30 минут равносилен пытке. Он будет вертеться и отвлекаться, пропускать слова педагога мимо ушей, так как им тяжело дается контроль и управление за собственным поведением. Он просто не «дозрел»
до школы физиологически и психологически! Именно поэтому перед тем, как отдать гиперактивного
ребенка с дефицитом внимания в школу, необходимо показать его специалистам,а именно: неврологу, дефектологу, психологу. Получив нужные рекомендации специалистов, вы можете принять правильное решение в интересах ребенка.
Вот несколько советов, которые помогут нормализовать отношения и добиться желаемого поведения.

• Старайтесь чаще поощрять своего малыша – такие дети очень нуждаются и в похвалах, и в материальных стимулах (игрушках, сладостях)

. Обращайте внимание на те достижения
ребенка, которые дались ему с трудом – усидчивость, аккуратность, последовательность.
• Развивающие занятия планируйте в первой половине дня, тогда и результаты будут выше;

• Свои просьбы ребенку говорите коротко и четко, чтобы он дослушал вас до конца;

• Гиперактивные дети очень быстро утомляются, поэтому почаще делайте перерывы в занятиях;

• У таких детей никогда не иссякает энергия, поэтому необходимо постоянно ему создавать условия, чтобы он куда-то ее девал. Малышу следует больше гулять на воздухе, записывайте ребенка в спортивную секцию или регулярно играйте с ним в спортивные игры;

• Очень важным моментом является правильно составленный режим. Ребенка нужно приучать выполнять все по времени, причем исключений нельзя делать даже в выходной день. Например, всегда вставать в одно и то же время, завтракать, делать уроки, идти на прогулку и т. д. Возможно, это слишком строго, но наиболее действенно.

• Гиперактивные дети очень восприимчивы к настроению, поэтому очень важно, чтобы те эмоции, которые они получали, были положительными. Важно следить за атмосферой в семье, чтобы все конфликты проходили мимо малыша.

• Единые требования в детском саду (или)

школе и дома помогут
ребенку быстрее привыкнуть к распорядку.
Каков прогноз детей с дефицитом внимания? Раньше считалось, что трудности проходят с возрастом, ребенок как бы перерастает свой недостаток, становясь взрослым. Такое мнение основывалось на том факте, что врачи сфокусировали свое внимание на гиперактивности как на главном симптоме. В настоящее время основным симптомом считается нарушение внимания в сочетании с гиперактивностью. Гиперактивность имеет тенденцию уменьшаться с возрастом, а дефицит внимания и импульсивность подвергается обратному развитию в значительно меньшей степени. Поэтому надеяться на то, что время лучший лекарь, в данном случае неправильно, а затраченные же усилия непременно принесут свой результат.

Гиперактивный ребенок требует много сил и внимания от взрослых. Такого ребенка необходимо всегда слушать, помогать, ему нужны награды и поощрения, большое количество родительской любви, поддержка и одобрение. Как показывает опыт, устранение проблем гиперактивности у детей — это выполнимо. Пусть иногда подводит терпение, главное, что вы любите своего малыша, а он любит вас, и, значит, вместе рано или поздно справитесь.

Педагог-психолог филиала ГКУ РПМПК Сибайская зональная ПМПК Шакирова

М. А.

Как проявляется?

Как же проявляется синдром рассеянного внимания у детей? Перечислим некоторые возможные признаки такого состояния:

  • Ребёнок не может концентрировать своё внимание на чём-то одном. Это приводит к ошибкам при выполнении как школьных заданий, так и домашних простых обязанностей.
  • Может показаться, что ребёнок не слушает вас или не понимает, о чём вы с ним разговариваете.
  • Неусидчивость, невозможность и нежелание сидеть на одном месте и долгое время заниматься каким-то одним определённым делом.
  • Трудности в соблюдении инструкций, указаний, предписаний.
  • Сложности в самоорганизации и самоконтроле.
  • Беспорядок в комнате и на рабочем месте.
  • Ребёнок быстро отвлекается.
  • Нередко наблюдается забывчивость. Но связана она не с проблемами с памятью, а именно с невозможностью концентрироваться на чём-то одном.
  • Чадо часто теряет или забывает свои вещи.
  • Кажется, что ребёнок нецелеустремлённый, но на самом деле он просто не понимает, как идти к своей цели до конца, так как не может сконцентрироваться на ней.
  • Трудности во взаимодействии со сверстниками, с учителями, с родными и близкими.
  • Проблемы с поведением. Нередко дети с синдромом рассеянного внимания непослушные, шумные, грубые, делают всё назло.
  • Тревожность.
  • Беспечность, небрежность.
  • Ребёнок постоянно крутится, не может сидеть на одном месте, дрыгает ногами и руками, встаёт с места (даже когда это запрещено), пытается залезть куда-то, что-то сломать.
  • Нередко такие дети очень болтливы, но при этом не могут поддержать разговор на одну конкретную тему.
  • На вопросы ребёнок отвечает, не дослушав их до конца.
  • Нетерпеливость. Например, стояние в очереди или ожидание – это настоящие испытания для такого ребёнка.
  • Нередко дети с синдромом дефицита внимания навязчивы и могут казаться невоспитанными.

Что делать, если ребенок рассеян и невнимателен?


Прежде всего обратиться за советом к врачу-педиатру, чтобы он установил, нет ли у ребенка какого-нибудь недомогания, и если так, то немедленно приступить к лечению.
Но вот оказывается, что ребенок здоров, и врач не прописал никаких лекарств, но дал совет: ни в коем случае не бранить ребенка за рассеянность, не высмеивать в нем этот недостаток, как это часто бывает в кругу семьи и даже в школе.

Насмешливое отношение не помогает, а приносит большой вред: ребенок перестает себя уважать, теряет веру в себя, озлобляется. Надо помогать маленькому школьнику учиться, но при этом обязательно давать ему самостоятельные дела, и если ему удалась хотя бы даже самая пустячная работа, надо непременно похвалить: «Смотри-ка ты, какой молодец! Сам ведь отлично справился!»

Все родители знают, какое огромное значение имеет правильная организация быта детей (сон, питание, свежий воздух), но часто недооценивают ту роль, которую в общем физическом и моральном состоянии ребенка играет вся атмосфера жизни и быта семьи.

Несколько примеров:

1. Девочка в школе очень уж рассеянна. У нее всегда какой-то отсутствующий взгляд, она точно не слышит, что делается вокруг, невпопад отвечает на вопросы. Она стала получать плохие отметки, хотя раньше была хорошей ученицей. С ней что-то случилось.

Классная руководительница заинтересовалась ее домашним бытом и узнала, что родители расходятся. Конечно, девочка тяжело переживает этот семейный разлад, она потрясена этим страшным и таким непонятным для нее фактом. Где уж тут слушать объяснения учителя!?

Это уже не слабое внимание или болезненная рассеянность, а тяжкое горе, которое не дает покоя и лишает возможности сосредоточить мысли на учебной работе. А родители отделываются пословицей: «Перемелется — мука будет».

2. Первоклассница, которая квалифицируется как «трудный ребенок»: в классе она ни минуты не может сидеть спокойно, вертится, оглядывается, так рассеянна, что не слышит, когда к ней обращается учительница. Не успевает. Вызвали, наконец, в школу родителей. Пришел отец. Из разговора с ним все выяснилось.

Воспитание девочки зависит всецело от настроения мамы. В хорошем настроении мама ласкает и балует дочку, в плохом — придирается, бьет девочку и даже выгоняет из дому. Она лишена душевного равновесия, отсюда — нервозность и рассеянность, что легко было бы устранить при условии разумного отношения к ней матери.

Из-за чего развивается синдром рассеянного внимания?

До сих пор неизвестна природа развития такого состояния, но существует несколько предположений и теорий. Перечислим возможные причины:

  • Большинство учёных сходятся во мнении, что важную роль играет наследственный фактор. Были выявлены особые гены, которые, возможно, влияют на поведение и провоцируют некоторые проявления синдрома рассеянного влияния.
  • Ухудшение экологической ситуации. Некоторые специалисты считают, что определенные неблагоприятные условия окружающей среды могут спровоцировать развития СДВГ.
  • Родовые травмы у ребёнка и осложнения в процессе родов (черепно-мозговые травмы, асфиксия, затяжные или трудные роды) и связанные с этим проблемы и состояния.
  • Заболевания, перенесённые будущей мамой в период вынашивания и осложнения при беременности: внутриутробные инфекции, гипоксия, обвитие пуповиной, курение и употребление алкоголя женщиной в период беременности, гипертонус матки и угроза выкидыша, резус-конфликт, неправильное положение плода и так далее.
  • Черепно-мозговые травмы тоже могут оказать определённое влияние.
  • Некоторые заболевания ребёнка, такие как сердечная или лёгочная недостаточность, заболевания почек, болезни головного мозга, астма.
  • Болезни, перенесенные в первые месяцы жизни, сопровождавшиеся значительным повышением температуры (такое повышение крайне негативно сказывается на состоянии мозга ребёнка).

Диагностика

Поставить точный диагноз не так легко, ведь все перечисленные выше симптомы могут встречаться и при других патологических состояниях, заболеваниях и нарушениях. Поэтому специалист должен наблюдать за состоянием и поведением ребёнка в динамике, а также исключить другие заболевания.

Особую роль играют родители, которые должны по просьбе врача точно описать особенности поведения своего чада в тех или иных ситуациях. На постановку точного и окончательного диагноза может уйти несколько месяцев.

Как избавиться от проблемы?

Стоит отметить, что в некоторых случаях дети перерастают СДВГ. Но такое возможно только при условии длительной и постоянной работы врачей, родителей и близких.

Вот какие меры может включать в себя лечение синдрома рассеянного внимания:

  1. Приём некоторых препаратов. Он необходим только в случае явных и серьёзных отклонений и нарушений. Детям могут назначаться успокоительные средства. Приём сильнодействующих препаратов в детском возрасте опасен и вреден. Любые средства должен назначать врач.
  2. Изменение образа жизни, режим. Так, если ребёнок в школе не может усидеть на месте и сильно отстаёт от своих сверстников, то есть смысл перейти на домашнее обучение. Индивидуальный подход и корректировка программы обучения позволят сделать процесс максимально комфортным для ребёнка и эффективным. Крайне важно правильно организовать режим дня. Его соблюдение поможет дисциплинировать ребёнка и приучить его к порядку.
  3. Специалист должен дать консультацию родителям и рассказать, как лучше всего организовать деятельность чада, как вести себя в тех или иных ситуациях. Во-первых, не стоит принуждать ребёнка к чему-то, это будет его только злить. Во-вторых, запаситесь терпением и не нервничайте, иначе и чадо будет нервным. В-третьих, всегда показывайте чаду, что вы любите его.
  4. В некоторых случаях требуются регулярные посещения психолога, определённые занятия и упражнения.
  5. Помочь может спорт. Он обеспечит выход энергии и позволит дисциплинировать ребёнка.

Здоровья и успехов вашему ребёнку!

Мечта любого родителя – здоровый, активный ребенок, который хорошо учится, успешно овладевает навыками игры на инструментах и рисования и всегда успевает выполнить намеченные планы. Но, к сожалению, эти мечты омрачает одна неприятная черта малыша – невнимательность.

Причины детской невнимательности

Родителям не стоит паниковать и записываться на прием к невропатологу. Для начала необходимо выяснить причины, которые привели к возникновению данной проблемы.

Гиперактивность или дефицит внимания взрослых. Таких детей не сложно заметить на игровой площадке, они ни минуты не находятся на одном месте. Вечно куда-то спешат, несутся и отвлекаются на всевозможные внешние факторы. Проблемы такого характера обнаруживаются в возрасте 3-5 лет и требуют от родителей большого терпения. Воспитание такого ребенка должно проходить под контролем медиков, педагогов и психологов.

Частые затяжные болезни. Слабое здоровье – еще одна из причин, по которой ребенок все забывает и невнимателен. Чтобы восполнить энергетический запас чада, необходимо систематически пропивать курсы витаминов для школьников.

Особенности нервной системы. Внимательные, активные и устойчивые дети с лабильным характером. Их инертные одноклассники будут более вялыми, посредственными.

Высокие нагрузки, как результат — переутомляемость. Специалисты утверждают, что интенсивная школьная программа и стремление родителей задействовать ребенка во всех кружках приводит к перегруженности. В итоге падает работоспособность и внимательность.

Отсутствие мотивации. Даже годовалый малыш будет уделять свое внимание той игрушке, которая пришлась ему по душе. При выполнении скучных, неинтересных задач внимание падает с геометрической прогрессией.

Причины неусидчивости

Среди главных факторов, из-за которых ребенок не обладает усидчивостью, следует выделить следующие:

  • Ребенок не в состоянии справиться с урегулированием своих моторных функций. В этом случае его активность и неутомимость вызвана не тем, что он хочет досадить взрослому и из-за этого не перестает бегать по комнате, а потому что он просто не может этого сделать самостоятельно.
  • Ваш малыш не может долго концентрироваться на одном и том же действии. Практически все дети не способны подолгу делать что-то одно, это ни для кого не секрет. Но если ваше чадо не в состоянии усидеть даже пяти минут за одним и тем же занятием, а хватается за все подряд без разбору, то в этом случае родителям стоит обратить на это особое внимание.
  • И, наконец, ваш ребенок просто может быть слишком подвижным из-за того, что ему действительно некуда девать энергию, которая плещет через край.

Признаки невнимательности малыша

Рассеянность и отсутствие концентрации у ребенка может проявляться в следующем:

  1. Быстрое поверхностное выполнение поставленных задач, в особенности школьных заданий.
  2. Медлительность.
  3. Мечтательность.
  4. Быстрая утомляемость даже от небольшого объема работы.
  5. Большое количество ошибок при выполнении несложных заданий.
  6. Отсутствие внимательности и сосредоточенности в процессе работы.

Коротко о проблеме

Проблемы с концентрацией внимания все чаще отмечаются среди людей разных возрастов. Если у пожилых людей забывчивость — результат возрастных изменений, то в молодом возрасте зачастую — это последствие стрессов, напряженной работы, сбоев в гормональном фоне, переполненной событиями жизни. Если взрослый человек начинает жаловаться на проблемы с самочувствием, например, быструю утомляемость, невозможность сосредоточиться на одной поставленной задачи, то дети не рассказывают о своих ощущениях, они просто забывают во дворе игрушки, оставляют дома спортивную форму, в классе забывают забрать свой учебник. И когда эта забывчивость встречается редко, с низкой частотой, то все можно списать на наличие отвлекающего фактора, увлеченность каким-то делом. Когда же забывчивость носит постоянный характер, ребенок забывает имена, не узнает людей, то необходимо срочно обращаться к неврологу за консультацией, при необходимости сдавать анализы. В большинстве случаев забывчивость объясняется наличием у малыша синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Столкнувшись с тем, что ваш ребенок о чем-то забывает, не вздумайте его ругать, критиковать или сравнивать с другими детьми. В такой ситуации необходимо обратить свое внимание на возникшую проблему, заняться тренировкой улучшения памяти и концентрации внимания. При наличии сопутствующих тревожных симптомов или при постоянных проблемах с памятью, обратиться за помощью к врачу.

Поиск решения проблемы

Если ребенок невнимательный, что делать? Главное — не горячиться и не ставить сложных диагнозов. Об этом должны помнить все родители. Специалисты в области педиатрии рекомендуют тренировать произвольное внимание с грудного возраста. В помощь мамам и папам широкий ассортимент развивающих игрушек в детских магазинах. Динамические атрибуты улучшат внимание малышей до года.

Если проблемы с расстройством внимания появились в более взрослом возрасте, например, когда чадо пошло в садик или школу, необходимо заняться поиском основных причин невнимательности. Педагоги рекомендуют максимально оптимизировать рабочее пространство ребенка – выделить в доме отдельное тихое место, где он сможет сосредоточиться и подготовить домашнее задание.

Невнимательный ребенок

“Ваш ребёнок невнимательный, постоянно отвлекается и не слушает меня на занятиях” — именно такие замечания, чаще всего слышат родители неусидчивых детей. Можно ли сделать что-то с тем, что ребёнок невнимательный? Разбираемся сегодня с этой проблемой.

Начнем с того, что произвольное внимание, а именно эта характеристика позволяет сосредоточиться на одном виде деятельности, формируется к 5-6 годам. В более раннем возрасте если ребёнок отвлекается — это нормально, лобные доли головного мозга еще недостаточно развиты и восприятие быстро переключается на любой сильный стимул. С проблемами сосредоточенности на занятии сталкиваются прежде всего младшие школьники.

Как понять, что ребёнок невнимательный?

1. Школьные задания делает быстро и не особо разбирается в деталях, может пропустить условия задачи или важное описание. 2. Делает много ошибок, часто связанных именно с невнимательностью, а не знанием правил. 3. Быстро устает от небольшого количества работы, начинает отвлекаться на посторонние дела. 4. Часто витает в своих мыслях и мечтах — такие дети на уроках часто засматриваются на улицу вместо усвоения материала. 5. Делает задания медленно из-за частого переключения внимания на другие факторы, например, на телефон.

Для начала расмотрим причины невнимательности

  • Гиперактивность — частая проблема, о которой говорят родители и педагоги. Однако, гиперактивность как диагноз, ставит врач, поэтому если нет подтверждения, не стоит навешивать ярлыки. И при таком диагнозе необходима соответствующая медикаментозная поддержка. Не стоит бояться врачей, потому что, в некоторых случаях, лучше пропить курс лекарств для поступления в мозг необходимых веществ, и после ребёнку станет легче общаться с другими детьми, жить и учиться.
  • Сильная возбудимость центральной нервной системы. Тут мы говорим о ведущем темпераменте — холерик. Это не расстройство, его не нужно лечить, это особенность нервной системы. Нервная система очень возбудима, а значит быстро приходит в движение и отвлекается на посторонние стимулы. Темперамент может определить психолог с помощью тестов.
  • Заторможенный и медлительный ребёнок — тоже особенность темперамента. Обычно это можно заметить уже в младенчестве, такие дети плохо сосут грудь и очень много спят. Если внимание такого школьника отвлечь, то потребуется время, чтобы снова включиться в работу.
  • Дефицит внимания со стороны родителей. Ребёнок не получает достаточно общения со взрослыми, ощущает недостаток заинтересованности в своей жизни, поэтому часто просит помощи и отвлекается на любой другой интересный предмет.
  • Частые или хронические болезни. У детей, которые пропускают много школьных занятий, успеваемость снижена по физиологическим причинам. Сложно войти сразу в образовательный процесс, когда пропустил несколько тем и абсолютно не понимаешь, что происходит. Сюда же можно отнести перегрузки, когда ребёнок не справляется со школьной программой, при сильном утомлении и стрессе, требуется в два раза больше волевых усилий, чтобы сосредоточиться на материале.
  • Отсутствие мотивации. Бывает, как в классе, когда у учителя не получается заинтересовать уроком детей, включить их в образовательный процесс. Так и дома, если родители никак не интересуются учёбой и не поощряют получать хорошие оценки.

Рассеянный или внимательный ребёнок — это не диагноз. Об этом стоит помнить родителям, и произвольное внимание можно тренировать, начиная даже с малого возраста.

Если по описанию выше, вы узнали своего ребёнка, эти рекомендации для вас.

  • При подтвержденном диагнозе гиперактивность, необходимо пропить курс препаратов, ходить на занятия с детским психологом или психотерапевтом.
  • Бесполезно ругать ребёнка, или использовать наказания. Давление извне порождает негатив и нежелание вообще учиться. Давайте достаточно эмоциональных “поглаживаний”: хвалите, играйте, обнимайте ребёнка.
  • Холерику нужно делать больше перерывов и чаще менять виды деятельности. Можно делать физ. минутки по 5-7 минут, если замечаете, что ребёнок начал отвлекаться.
  • При выполнении домашнего задания убирать посторонние стимулы: игрушки, телефон, раскраски. Создавать в комнате тишину и не отвлекать ребёнка.
  • Если ребенок пропускает много уроков, изученный материал лучше разбирать с родителями или репетитором.

Упражнения и игры на развитие внимания

Выбирайте те, которые понравятся вашему ребёнку. Помните, в игре главное — удовольствие от процесса.

  • Рисунки, где нужно соединить по точкам в правильном порядке, обычно соединить цифры по порядку, чтобы появилось изображение.
  • “Найди 10 отличий”. Картинки, где между двумя изображениями нужно найти отличающиеся элементы.
  • “Где спрятался?” На таких изображениях нарисовано множество элементов, среди которых нужно найти гномиков, человечков или других существ, если распечатаете, будет удобнее — можно раскрасить найденных.
  • Игра “Запрещенное движение”. Обычно проводится с группой детей, но можно адаптировать для игр со взрослым, или старшим ребёнком. Правила: выбирается ведущий (чаще всего взрослый) и запрещенное движение, например, нельзя поднимать руки вверх. Дети повторяют все движения за ведущим, если сделал запрещенное — проиграл.
  • “Следопыт”. Игра, которую лучше всего проводить в менее заставленной комнате. Ребёнок закрывает глаза или выходит из комнаты, взрослый прячет какой-нибудь предмет, например, ручку. Задача ребёнка найти её в этой комнате. Важно: предмет должен находится на виду. Можно заранее обговорить, места, куда не прячем, например, в шкаф, чтобы ребёнок не устраивал разнос.
  • Находим цифры по-порядку на картинке. Можно распечатать и играть несколько раз, пока ребёнок не выучит где расположены все цифры. (Пример картинки вначале статтьи).

Невнимательность может быть, как симптомом текущих проблем в жизни ребёнка, так и быть связанной с особенностями его физиологии. Важно понимать причину, исходя из которой строить дальнейшую коррекцию.

Терпения вам, уважаемые родители, и психологического здоровья!

На сайте «Разумейкин» ваш ребенок может выполнить онлайн упражнения на развитие внимания.

Автор: Педагог-психолог Растопчина Александра Николаевна

Невнимательность на уроке

Развитие памяти и внимания – прямой путь к пятеркам. Основная причина рассеянности младшеклассника – недостаточное участие родителей в образовательном процессе или полное его отсутствие. Чтобы максимально развить внимательность ребенка, нужно заниматься с ним с первого дня школы, включая каникулы. В первую очередь, необходимо выяснить, что подразумевают под понятием «невнимательность» учителя и родители. Во вторую — проследить, как проявляется рассеянность у ребенка.

Нередки случаи, когда школьник невнимателен на конкретной дисциплине. Значит, предмет ему не интересен или учителю не удается заинтересовать ребят. Если же рассредоточенность сохраняется и дома, вероятно, малыша что-то беспокоит.

Упражнения на укрепление памяти и внимания


Занимайтесь с ребенком, тренируя его память

Развивать память ребенку нужно в игровой форме. Так малышу будет интереснее заниматься. Концентрация внимания хорошо тренируется при помощи ежедневных тестирований, которых может быть от пяти до десяти.

  1. Стимулировать двигательную память можно, прибегнув к активным играм с повторяющимися движениями. Например, скажите ребенку, чтоб он присел, затем встал, поднял вверх руки, попрыгал на одной ножке. При этом важно сначала продемонстрировать малышу, что он должен сделать, а потом попросить его повторить ваши действия.
  2. Для тренировки зрительной памяти можно прибегнуть к дорисовке не хватающих деталей на рисунке. Так малышу можно продемонстрировать какую-то картинку, а потом дать то же изображение, но с отсутствием определенных деталей, предложив дорисовать то, чего не хватает. Есть и другое задание: перед ребенком на столе кладут, например, пять предметов, после чего просят малыша закрыть глазки, за это время убирают один предмет и спрашивают, какой именно объект исчез.
  3. Для тренировки слуховой памяти можно произносить при ребенке до пяти слов, затем просить его повторить услышанное в той же последовательности.
  4. Тренируя долгосрочную память, расспрашивайте малыша о том, что с ним происходило на протяжении дня. Пусть ребенок рассказывает, чем он занимался с утра, чем в обед, что делал вечером. При этом Вы можете использовать наводящие подсказки по типу: «что ты ел в саду на завтрак».
  5. Хорошо оказывает воздействие на укрепление памяти чтение книг с последующим пересказом содержимого. Только необходимо отдавать предпочтение тем произведениям, которые написаны для детей, с использованием правильно составленных предложений. Также немаловажным является наличие красочных иллюстраций.
  6. Переписывание текстов оказывает благоприятное влияние на тренировку внимания. Давайте ребенку небольшие рассказы, которые необходимо будет вдумчиво переписывать в тетрадку. При этом важно, чтоб данное занятие было регулярным, а текст небольшим, чтоб ребенок не уставал. Сначала нужно, чтоб малыш прочитал вслух один абзац, а потом переписал его, проговаривая фразы или слова, затем повторил тоже со следующим абзацем. Так ребенок запоминает и правильность написания слов, и смысл текста.
  7. Учить стихи можно, начиная уже с трех лет. Сначала стоит подбирать легкие произведения, написанные специально для детей, с понятным для малыша сюжетом. Отличным вариантом являются стихотворения Агнии Барто. Вначале учите небольшие стихотворения, буквально из четырех строк, приступая к изучению новых стихов, повторяйте ранее изученные.
  8. Настольные игры такие, как шашки, шахматы, нарды и даже детское лото, благоприятно воздействуют на развитие внимания, также тренируют память ребенка.

Занимайтесь с карапузом упражнениями на тренировку памяти и концентрацию внимания. Сюда можно отнести и вариант заучивания стихов наизусть, и разгадывание логических задач, и решение кроссвордов.

Как помочь ребенку стать внимательнее?

В стремлении помочь ребенку взрослым необходимо руководствоваться всего одним правилом – нужно воспитывать не малыша, а себя. Эта работа непростая, отнимает много сил и времени, но результат будет просто ошеломительным! По большому счету, от родителей требуется не так много:

  1. Обратиться к специалистам в сфере психологии и неврологии. Не исключено, что невнимательным ребенок стал по медицинским причинам. Чем раньше будет известна реальная причина, тем более быстрыми и эффективными будут меры по корректировке детского поведения.

  2. Оказывать помощь в обучающем процессе ребенка. Не стоит выполнять все задания за него, но и оставлять с проблемами один на один не рекомендуется. Родители всегда должны быть рядом и хвалить даже за малейшие успехи. Так ребенок обретет уверенность в себе. Немаловажно выработать у него привычку самостоятельно перепроверять выполненные задания. Отсутствуют ошибки по невнимательности? Вручите символический презент!
  3. Разработать рациональный режим дня. Каждый родитель стремится воспитать из своего чада всесторонне развитого гения, обременяя маленький организм невыполнимыми физическими и психологическими нагрузками. Такое рвение может существенно навредить ребенку. Мамы и папы рискуют не смочь воспитать даже обычного, не испытывающего проблем с вниманием малыша.
  4. Почему ребенок рассеянный и невнимательный? Возможно, старшие не позаботились об организации правильной рабочей обстановки подопечного. Письменный стол должен быть комфортным, на время выполнения работы в помещении должна быть тишина, а родители должны с уважением относиться к занятию своего чада.
  5. Контроль питания. Нездоровая, тяжелая для желудка пища утомляет, избыточное ее количество вызывает рассеянность и апатию. Рацион питания должен включать витамины для школьника, достаточное количество диетического мяса, свежие овощи и фрукты.
  6. Мотивировать, научить выделять важные дела и отводить на задний план второстепенные. Каждый ребенок предпочтет урокам игры на компьютере. Необходимо дать понять маленькому члену семьи, что без знаний можно лишиться компьютера, т. к. технический прогресс требует от человека образованности и эрудированности.
  7. Каждое начатое дело должно быть доведено до конца. Девиз «И так сойдет» должен быть в вашей семье под запретом. Это правило распространяется не только на младшее поколение, но и на старшее.

Важно понимать, что все приложенные усилия в борьбе с невнимательностью ребенка будет сведены на нет без ежедневных занятий и упражнений. Они просты, доступны, не требуют особых временных и эмоциональных затрат. Взамен они обеспечат занимательное времяпрепровождение и отличное настроение.

Советы


Приучайте ребенка к порядку, пусть он знает, где и что у него лежит

Как можно больше читайте с ребенком, беседуйте на разные темы, делайте анализ произошедшего за сутки. Так вы не только будете стимулировать память ребенка, но и хорошо проведете совместный досуг, расширите словарный запас карапуза, привьете любовь к книгам.

  1. Создайте дневной распорядок. Если приучить ребенка к организованности, с этой целью можно использовать и таймер, и другие напоминалки, то у него начнут вырабатываться правильные привычки.
  2. Повышайте самооценку своего чада. Очень важно, чтоб малыш верил в свои силы. Недопустимо говорить ребенку, что он какой-то неполноценный, раз такой забывчивый.
  3. Позвольте малышу быть более самостоятельным, независимым от ваших напоминаний. Забывчивым может быть тот ребенок, родители которого проявляют гиперопеку, стараются все выполнять за него. Такой малыш не научится быть самоорганизованным, следовательно, всю жизнь будет что-то забывать. Ребенок должен понимать, что за свое бездействие или поступки он несет ответственность.
  4. Если являетесь родителям дошкольника, то можно позаботиться о расставлении меток на одежде, по которым ребенок будет узнавать свои вещи.
  5. Просите малыша, чтоб он перепроверял себя. Выполнив какое-то задание, рассказывал о том, что делал до этого момента.
  6. Позаботьтесь о наличии в жизни вашего карапуза, как физических нагрузок, так и ежедневных прогулок на свежем воздухе.
  7. Если малыш что-то потерял, не спешите сразу приобретать замену. В такой ситуации важно, чтоб ребенок успел понять, что произошло. Ощутив последствия своей забывчивости, в следующий раз он будет более внимательным к собственным вещам.
  8. Следите за тем, чтобы в комнате малыша всегда был порядок, все вещи лежали на своих местах, отсутствовали любые отвлекающие факторы. Приучайте ребенка к порядку. Рассказывайте малышу, что у каждой вещи должно быть ее личное место. Приучайте свое чадо вешать на место школьную форму после прихода домой, засовывать шапку в рукав.
  9. В ситуации со складыванием рюкзака в школу, на первых этапах, родители должны совместно со своим чадом собирать рюкзак, проговаривая, что они кладут, просить ребенка подать учебник, тетрадку, пенал. Не нужно делать работу малыша вместо него. Когда ребенок будет готов самостоятельно собирать свои вещи в школу, позвольте ему это делать. И даже если в первые дни окажется, что он забыл один учебник или даже дневник, это его опыт, и в следующий раз он будет более внимательно собираться в школу, чтоб не допустить былую ошибку.
  10. Отправляясь на прогулку с малышом, вы, наверняка, берете с собой несколько игрушек. Чтобы приучить ребенка не забывать свои вещи на детской площадке, выходя из дома, проговаривайте вслух, сколько игрушек вы берете с собой. Вернувшись домой, обязательно снова пересчитайте игрушки.
  11. Если у вашего ребенка недостаток витаминов, то необходимо обогатить его рацион орехами, овощами, рыбой, зеленью, бобовыми, фруктами, свести на нет жареную, острую, соленую и жирную пищу. При необходимости можно обратиться к врачу, который сможет определить, какого витамина в организме вашего ребенка не хватает, при необходимости назначит прием поливитаминного комплекса.
  12. Если подозреваете проблемы неврологического или психологического характера, обращайтесь за помощью к специалисту.

Если ребенок что-то потерял, не нужно самостоятельно заниматься поисками пропажи. Важно, чтоб малыш принимал в этом процессе активное участие.

Если ребенок забывает свои вещи, действия, не помнит, где до этого был, не узнает людей, с которыми уже был знаком, то это тревожный звоночек, необходимо обратиться к специалисту для постановки точного диагноза, получения назначений по лечению. Если ваш малыш лишь изредка проявляет забывчивость, то самое время заняться тренировкой его концентрации внимания и памяти, ведь, скорее всего, в вашей ситуации речь не идет о патологии.

«Не собьюсь» — упражнение на развитие внимания

Несложная техника направлена на развитие сосредоточенности и устранение расстройства распределения внимания у детей. Ребенку предлагается сосчитать до 31, произнося каждую цифру вслух. При этом цифры, которые содержат тройку или кратны этому числу, называться не должны. Вместо них школьник должен сказать «не собьюсь». Например: 1, 2, «не собьюсь», 4, 5, «не собьюсь», 7, 8, «не собьюсь» и далее до 31.

«Буква под запретом»

Типичное задание на внимательность. Взрослый называет букву, которая не должна употребляться в слове. Ребенку задают простой вопрос, например, как зовут учительницу, какой сегодня день недели и т. д. Он должен не задумываясь дать ответ, исключив из фразы запрещенную букву. Например, запрещенная буква «н», на вопрос о том, какой сегодня месяц года (ноябрь), чадо должно ответить «оябрь».

Суть упражнения заключается в простоте. Не стоит задавать слишком сложные вопросы, школьник должен отвечать не задумываясь и не мешкая. Если был дан неверный ответ, партнеры меняются ролями – ребенок становится ведущим и задает свои вопросы.

НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ РЕБЕНОК консультация по коррекционной педагогике

НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ РЕБЕНОК

Рекомендации для родителей по развитию внимания

Вам часто жалуются, что ребенок невнимательный, крутится — вертится на занятиях, недослушивает задание? Что ж давайте разберемся: что такое внимание и как Вы можете его развить у своего ребенка.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Маленький объем внимания — это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.Недостаточная концентрация и устойчивость внимания — ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.Недостаточная избирательность внимания — ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.Плохо развита переключаемость внимания — ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш запомнил стихотворение, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по математике, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий на другой. Плохо развитая способность распределения внимания — неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.Недостаточная произвольность внимания — ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки могут быть устранены «упражнениями на внимание» в процессе специально организованной работы. Но и родители могут внести свою лепту, если будут использовать эти упражнения дома в свободной и непринужденной форме.

Родителям и педагогам важно знать, что у дошкольников до 5 – 6 лет преобладает непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, навязывается ребенку извне и умело организовывается взрослыми. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Исследования показали, что более всего вызывает утомление ребенка словесная деятельность (заучивание стихов, устное объяснение и пр.). По данным физиологов, чаще всего дошкольники отвлекаются на эмоционально, а не информативно привлекательные объекты.

Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание, которое предполагает тщательное выполнение всякого задания, как интересного, так и неинтересного. Оно требует от ребенка волевых усилий. Уровень развития произвольного внимания (объем внимания, его устойчивость, наличие внутреннего плана действий) во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

Так, объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания. Устойчивость внимания дает возможность ребенку последовательно познавать предметы внешнего мира, не соскальзывая на посторонние связи, несущественные характеристики. Наличие устойчивого внимания является необходимым условием формирования внутреннего плана действия. Способность к внутреннему плану действий дает возможность ребенку оперировать в уме образами, понятиями, схемами.

Для взрослых важно знать, что уже в дошкольном детстве наблюдаются индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей. Устойчивость внимания зависит от нескольких причин:

  • типа нервной деятельности ребенка;
  • общего состояния организма;
  • эмоционального состояния ребенка;
  • наличия интереса к деятельности;
  • условий, в которых занимается ребенок.

Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые. В тихой и спокойной обстановке ребенок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где работает телевизор или идет оживленный разговор. Сердитый или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе.

Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.

Универсальное средство организации внимания — это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция: сначала ребенку говорят все задание, а при выполнении — дают его планомерно по частям (шагам). Такая инструкция организует внимание ребенка и будет способствовать планированию его деятельности.

Давая задание ребенку, помните, что ваша инструкция должна быть конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии малыша и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.

Отвлекать ребенка могут внешние раздражители и внутренние, такие как собственные эмоциональные состояния или посторонние ассоциации. Ребенку нужно выработать механизм «борьбы с помехами» и ориентировать его на завершение основной деятельности.

Для этого давайте ребенку такое задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка. Слова, тормозящие отвлечения детей, не должны носить негативной окраски («Не отвлекайся!», «Не смотри по сторонам!», «Не трогай машинки!»). Более удачным вариантом могут быть высказывания: «Давай закончим строчку», «Сейчас закрасим шапочку и поиграем», «Посмотри, тебе осталось написать две буквы!».

Развитию устойчивости внимания будет способствовать наличие у ребенка хобби, увлечения, дела, которое ему особенно интересно. Сосредоточивая свое внимание на нем, малыш будет приобретать опыт все более высокой степени концентрации внимания. Концентрация внимания предполагает такую сосредоточенность на своем деле, что все происходящее вокруг не замечается.

Развивая внимание детей, важно помнить, что прерывание деятельности истощает психические ресурсы ребенка. Истощающий эффект прерываний сильно сказывается в результате многократных прерываний, когда требуется вновь и вновь возвращаться к первоначальной деятельности. Подавляющее большинство детей в условиях многократного прерывания деятельности совсем не могут работать.

Приемам осознанного переключения внимания ребенка можно специально обучать. Переключение облегчается, если взрослые расскажут малышу о том, что ему предстоит сделать, от чего следует отвлечься, когда нужно остановиться и начать новый вид деятельности. Так, занимаясь и сделав небольшой перерыв для отдыха, малыш с трудом возвращается к работе. Также дошкольнику трудно осознать конец того или иного этапа работы, этот момент тоже можно обозначить каким-нибудь наглядным знаком. Переключаемость внимания – это перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Это свойство внимания особо востребуется в обучении, помогает быстро ориентироваться в любой обстановке, в том числе и в ситуации школьного урока.

Важно помнить, что распределение внимания зависит от физиологического и психологического состояния ребенка. При утомлении, выполнении трудных заданий оно обычно снижается. Особенно это заметно при обучении ребенка письму.

Развивающие игры и упражнения

Упражнение «Да и Нет – не говори». Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Это откровенная проверка внимания. Например, такие:Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам нравится? Сегодня понедельник? Вы сегодня опоздали на занятия? Сейчас зима? У тебя есть брат? Ты ночью спишь? И т.д. Ребенок не должен отвечать «да» и «нет», а заменить эти слова другим ответом

Игра «Что изменилось?». Развитие концентрации, объема, распределения внимания и зрительной памяти. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 8-10 штук) раскладывают на столе. В течение 30 секунд ребенок смотрит и запоминает расположение предметов; потом ребенок поворачивается спиной к столу, а в это время 2 -3 предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены? Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала. В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает, когда называют растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.

Корректор. Данное упражнение очень хорошо тренирует внимание. Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, О). Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: «В каждой строчке зачеркни букву О, а букву П – обведи в кружок». Через несколько дней дайте ребенку его же работу – пусть ее проверит сам и найдет пропуски и ошибки (поиграет в учителя)

Упражнение «Раскрась вторую половинку». Упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок (можно листы раскраски разрезать пополам по вертикали). И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисо-вать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

Упражнение «Цифровая таблица». Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 9 (16, 25), которые располагаются в произвольном порядке. Скажите ему: «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 9 (16)». Большинство детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок. Еще один вариант этой игры: приготовьте таблицу с 16 (25) клетками, на которой в случайном порядке написаны цифры от 1 до 21 (30), из них 5 цифр пропущены. Попросите ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если он не может записать цифры, то просто пусть назовет их вам).

Упражнение «Выполни по образцу» (тренировка концентрации и произвольности внимания). Упражнение включает в себя задание на прорисовку повторяющихся узоров по клеточкам. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий: а) анализ каждого элемента узора; б) правильное воспроизведение каждого элемента; в) удержание последовательности в течение продолжительного времени. При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин. Варианты клеточных узоров могут быть различны. Импровизируйте.

«Найди отличия» Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Существуют и фабричные игры «Найди 10 (15) отличий». Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.

«Говори!» Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия. Скажите следующее: «Я буду задавать тебе простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давай потренируемся: «Какое сейчас время года?» (делаете паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас потолок?»… «Говори!»; «Какой сегодня день недели?»… «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д.» Можно изменить сигнал: например, отвечать после хлопка, притопа и т.д. Паузы между вопросом и ответом постепенно увеличивайте или чередуйте их продолжительность.

Игра «Три пункта» Игра стимулирует развитие объема внимания. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите: «Раз, два, три — беги!» — и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например: 1.Самое простое задание: — Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза; — Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель; — Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева. Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант. 2.Усложненное задание: — Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет; — Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы; — Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву «С». Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5.

Игра «Маленький жук». «Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук». Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле. Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

Упражнение «Бусы».

Для работы необходимо не менее шести фломастеров или цветных карандашей. Работа состоит из двух частей: I часть — рисование бус, II часть — проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.

Инструкция I: «У тебя на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя». Инструкция II: «Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а ты проверь свои рисунки, все ли сделал правильно. Кто заметишь ошибку, сделай рядом новый рисунок». (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.) Условия каждый раз можно изменять: увеличить количество бусинок, изменить цвет и т.д.

Игра «Какое что бывает?». Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя. Примеры: — Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше — дерево или дом; человек или столб. — Что бывает длинным? (коротким) — Что бывает широким (узким)? — Что бывает круглым (квадратным)? В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

«Наблюдательность»

С этим упражнением невнимательный ребенок сможет развить зрительное внимание. Мама или папа должны предложить ему вспомнить объекты, с которыми он встречался много раз. Вариантов масса – бабушкина квартира, дорога в школу, расположение аттракционов на детской площадке. Описывать необходимо максимально детально, уделяя внимание даже несущественным мелочам.

Игра может быть командной. Например, один из детей выступает в роли ответчика, а другие подсказывают ему или дополняют ответ.

Развивающая игра на внимание «Ладошки»

Описываемое задание на внимательность отлично подойдет малышам с нарушениями устойчивости концентрации. Несколько игроков (чем больше, тем интереснее) садятся в круг и укладывают ладошки на колени соседям. Правая рука каждого участника должна лежать на левом колене соседа справа, а левая – на правом колене соседа слева. По команде взрослого (можно включать быструю заводную музыку) следует приподнимать ладоши по очереди, образуя плавную волну. Ребята, которые поднимают руки не вовремя, исключаются из круга игроков. Победу одержит тот, чья ладошка останется в игре последней.

«Летает – не летает»

Развивающая внимание игра для детей, направленная на тренировку произвольного его переключения. Участники садятся в полукруг. Ведущий, учитель или родитель начинает перечислять предметы. Если произнесенный объект летает, дети должны поднять руки над головой, в противном случае они должны сидеть неподвижно.

Как только ребята входят во вкус, главный может начинать хитрить, поднимая вверх свою руку на нелетающий предмет. Ввиду действия силы подражания руки некоторых участников будут подниматься интуитивно.

Задача каждого ребенка-участника – поднимать руки обдуманно, не обращая внимания на действия соседей и ведущего.

Возможные причины


Ребенок, который много витает в облаках, может быть забывчивым

Задумываясь над тем, почему ребенок не помнит недавние события в своей жизни или забывает вещи, родителей интересуют возможные причины происходящего. Мы рассмотрим наиболее часто встречаемые варианты.

  1. Наличие неорганизованности. В ситуации, когда в жизни малыша отсутствует какой-либо распорядок, все события не поддаются контролю, неудивительно, что он теряет свои вещи или забывает что-то сделать.
  2. Ошибка родителей, которые выполняют все вместо ребенка. Они могут собирать игрушки, складывать портфель в школу, тем самым препятствуя развитию самостоятельности и организованности своего чада. Мама может думать, что ей проще самой все сделать, облегчив жизнь ребенку, предупредив возможную забывчивость того или иного предмета, например, учебника. Однако, этим поступком она приводит к тому, что рано или поздно малышу будет необходимо самостоятельно принять решение, и тогда он столкнется с рядом проблем.
  3. Забывчивость может являться формой пассивного протеста. Как правило, проявляется в семьях со строгим типом воспитания, когда от ребенка требуют больше, чем он может в силу своего возраста. При этом малыш может говорить о том, что забыл что-то сделать, а по факту он просто обманывает. В ситуации, когда ученик из раза в раз забывает спортивную форму, которую для него подготовили на самом видном месте, может скрываться нежелание ходить на уроки физической культуры. Например, ребенок может стесняться своей неловкости, неуклюжести, бояться высмеиваний одноклассников.
  4. Забывчивость может быть последствием испуга. Например, в ситуации, когда ребенку из раза в раз говорят о том, что нужно что-то сделать, переходя на крик или озвучивая просьбу в приказном тоне. Малыш слышит не то, о чем его просят, он только видит своих сердитых родителей, думает о том, что они его не любят.
  5. Вокруг много новых вещей. В ситуации, когда ребенок оказывается в окружении, где много игрушек, у него разбегаются глаза, ему хочется все потрогать, посмотреть, неудивительно, что, отвлекаясь на новый объект, забывает о том, с которым пришел. Например, в случае, когда малыш оказывается в песочнице, где другие детки играют со своими игрушками, он забывает о своих машинках, концентрируя все внимание на том, чем играют другие карапузы. Поэтому нередко в песочнице можно найти забытые игрушки.
  6. Неправильный подход родителей, когда они пытаются привить ребенку необходимость делиться с другими детьми, быть щедрым, не быть жадиной. В такой ситуации ребенок может привыкнуть к мысли, что у него нет ничего своего личного, что все его игрушки принадлежат и другим детям, со временем он перестает ценить то, что имеет, и начинает забывать свои вещи.
  7. Растерянность и забывчивость могут проявляться у ребенка, которого окружает своей излишней заботой мама или сразу несколько нянек (например, мама, тетя, бабушка). Своей опекой они не дают ребенку быть самостоятельным.
  8. Наличие большого количества своих вещей. В ситуации, когда ребенка постоянно заваливают новыми подарками, покупают множество одежды, обуви, он просто теряется в этом огромном разнообразии. Такой малыш не ценит свои вещи, не обращает внимания, в каком состоянии и где они находятся.
  9. Последствие недостаточного количества мыслительных тренировок. Возможно, вы мало занимаетесь с ребенком или не делайте с ним упражнения на тренировку памяти, которые рекомендуется проводить ежедневно.
  10. Проблемы с памятью могут возникнуть в ситуации, когда у ребенка отсутствует интерес или нет достаточной мотивации к выполнению какого-то дела. В таком случае вы можете отметить, что малыш с легкостью запоминает одни вещи и у него совершенно вылетают из головы другие события.
  11. Пример из близкого окружения. В ситуации, когда в семье есть рассеянный человек, не стоит удивляться, когда ребенок начинает копировать его поведение, пусть даже неосознанно. В таком случае важно начать с себя, измениться, и тогда, на вашем примере, ребенок тоже перестроится.
  12. Полное погружение. Ситуация, когда малыш полностью погружается в игру, мультфильм или общение с другим ребенком, забывая обо всем, что его окружает. Такая увлеченность приводит к тому, что карапуз потом не может вспомнить, о чем его просили, что происходило в тот момент, когда он был погружен, например, в мультфильм.
  13. Нехватка витаминов влияет на возникновение проблем с концентрацией внимания и памятью.
  14. Последствие психологической травмы. Стрессовое событие, например, развод родителей, смерть близкого человека, переезд в другой город, также могут приводить к возникновению растерянности и забывчивости.
  15. Забывчивость, проблемы с концентрацией внимания могут являться симптомом невроза, энцефалопатии и других недугов, диагностируемых неврологом. В такой ситуации не обойтись без медикаментозной терапии.

Был в моей жизни случай, который помню по сегодняшний день. В пятом классе я отправилась в школу, забыв дома рюкзак. Осознала, что пришла без него, уже в классе. Не помню, что предшествовало данному событию, как я могла быть такой забывчивой, но это был единичный случай, поэтому, если ваш малыш проявляет рассеянность, забывает свои вещи, это еще не показатель наличия патологии неврологического характера.

Загадки на развитие внимания

Загадки на внимательность помогут в игровой форме повысить сообразительность и способность к концентрации ребенка.

Загадка № 1. Сундук лежит на дне океана. В нем имеется все, кроме одного. О чем идет речь?

Ответ: пустота.

Загадка № 2. Самолет летит из Берлина в Нью-Мексико. Ты – его штурман. Будет одна пересадка в Париже. Какая у штурмана фамилия?

Ответ: фамилия ответчика.

Загадка № 3. Ты закрыт в темной комнате, в руках коробок с одной спичкой внутри. В углу стоит керосиновая лампа, на столе газовая плита, в стакане – свечка. Какой предмет придется зажечь первым?

Ответ: Спичку. Отличная загадка на внимательность и способность найти наиболее простое решение проблемы.

Загадка № 4. Сколько горошинок черного перца войдут в один стеклянный стакан?

Ответ: Ни одной, горошинки не ходят.

Загадка № 5. Начался проливной дождь, пришлось раскрыть зонт. Под каким зонтом я стою?

Ответ: Под мокрым. Задачка на простую логику.

Загадка № 6. Двое мужчин идут по направлению друг к другу. Они абсолютно одинаковы по возрасту, росту и т. д. Кто из мужчин первым поздоровается?

Ответ: Самый вежливый.

Загадка № 7. Семь сестер проживают на даче, никто не сидит без дела. Первая девушка смотрит телевизор, вторая готовит ужин, третья разгадывает кроссворд, четвертая играет в шахматы, пятая ухаживает за растениями, шестая стирает одежду. Чем занимается седьмая сестра?

Ответ: играет в шахматы (это парная игра, поэтому четвертая вряд ли будет играть в одиночестве).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: