Умственно отсталый ребёнок: расшифровка диагноза F71

Умственная отсталость — это единственное официальное обозначение изменённого характера психического развития у детей, которое связано с наличием разницы между психическим и хронологическим возрастом и низким, по сравнению со сверстниками, уровнем интеллектуального и речевого развития. Ранее использовался термин «олигофрения» и выделялись три стадии:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Последняя — самая тяжелая стадия, а дебильность — легкая умственная отсталость. В настоящее время эти термины лишь частично сохраняются в медицинской литературе и исключаются из официальной диагностики. Однако виды умственной отсталости у детей этим не исчерпываются, поскольку существует ещё и атипичная форма аутизма с умственной отсталостью.


Выделяют несколько стадий умственной отсталости у детей

Что такое олигофрения

Ученые уже давно проводят исследования и пытаются выявить, что такое олигофрения. Очень важно отличать ее от приобретенных нарушений умственной деятельности. С возрастом пациента при деменции (одной из форм слабоумия), а также исходя из действия определенных негативных факторов, умственная активность снижается. При олигофрении наблюдается четкая недоразвитость интеллекта и психики (то есть больной не развивается согласно своему реальному возрасту).

Этот термин был открыт не так давно. Раньше всем пациентам с такими отклонениями ставили один общий диагноз − слабоумие. Олигофрения встречается достаточно часто и диагностируется у детей в возрасте до 3 лет. Стоит отметить, что мальчики в большей степени подвержены этому заболеванию. Коварство заболевания заключается в сложности диагностики на ранних стадиях. Очень часто нарушения обнаруживают на запущенных стадиях, когда ребенку уже трудно чем-то помочь.

Согласно статистике, олигофрению чаще диагностируют у школьников и студентов. В определенном возрасте при поступлении в школу или ВУЗ надо обязательно пройти тесты. Если человек с ними не справляется, врачи диагностируют нарушение умственного развития и отправляют на дополнительное обследование к специалистам (логопеду, неврологу и т.д.).

Классификация олигофрении

Долгое время врачи выделяли три основные степени олигофрении: дебильность, идиотию и имбецильность. Однако такие формы заболевания считались неверными, и со временем был введен на них запрет. Сегодня существует специальный Медицинский классификатор болезней, согласно которому соответствует определенным уровням проявления умственных нарушений олигофрения.

Заболевание делится на две основные формы:

  • дифференцированную (возможно установить основные признаки развития олигофрении у детей);
  • недефференцированную (установить природу заболевания невозможно).

Существует несколько стадий течения болезни, которые определяются, исходя из основных показателей интеллекта:

  1. При легкой степени тяжести олигофрении ребенок не набирает более 50-70 баллов.
  2. Вторая − не более 50 баллов.
  3. В тяжелых случаях показатель не превышает 30.
  4. В запущенных формах (глубокая олигофрения) интеллект не достигает цифры 20.

На сегодняшний день точной классификации олигофрении не существует. При оценке состояния пациента врач учитывают многие факторы (правильность мышления, особенности характера, насколько сильный интерес к окружающему миру и т.д.).

Стоит отметить, что здоровый ребенок без труда отвечает на вопросы тестов при определении коэффициента интеллекта на уровне автоматизма, а больной медлит с ответом.

Диагноз F70 расшифровка

Шифр F70XX используется для указания на У. О. Четвёртый знак в данном шифре говорит о слабой выраженности нарушений в общем поведении. 0 — указывает на полное отсутствие нарушений в поведении, 1- наличие значительных нарушений, которые нуждаются в своевременном уходе и лечении, 8 — происходят другие нарушения в поведении ребёнка, 9 — нет никаких указаний на нарушения в поведении индивида. Если известна главная причина и условие развития отсталости, то в расшифровке используют ещё и дополнительный пятый знак.


  1. А70.01 — заболевание, которое спровоцировал инфекционный вирус (пренатальная инфекция, интоксикация организма человека либо постнатальная инфекция);

  2. F70.02 — осталось происходит по причине травмирования либо из-за воздействия физического агента (механическая травма либо асфиксия при родах, гипоксия и постнатальное травмирование);
  3. F 70.03 — отсталость, которая происходит из-за редкого заболевания, передающегося по наследству, которое связано с нарушением обмена аминокислот, фенилкетонурией;
  4. F 70.04 — умственная отсталость происходит совместно с хромосомными нарушениями;
  5. F 70.05 и F 70.06 — заболевание, возникающие по причине гипертиреоза и гипотиреоза;
  6. F 70.07 — отсталость происходит по причине недоношенности;
  7. F 70. 08 — болезнь в этом случае возникает из-за других утончённых причин;
  8. F 70.09 — отсталость возникла по неутонченным причинам.

Признаки патологии

Наличие умственной отсталости отрицательно влияет на психические процессы, особенно на познавательные навыки малыша. Диагноз отсталости у ребёнка, расшифровка которого указывает на коэффициент интеллекта в 50−70 баллов, ещё не приговор.
Ребёнок с выявленными проблемами начинает ползать, ходить, сидеть и разговаривать гораздо позднее, но он способен на обучение и может приобрести нормальные навыки в общении. В некоторых случаях есть дефекты физического, а также сенсорного развития.

Но даже при нормальных условиях развития лёгкая степень отсталости не даёт пациенту возможности понимать смысл пословиц и метафор. Они склонны к буквальному воспринятую всего прочитанного сказанного взрослыми людьми. Дети не могут давать полного описания предметам, находящимся перед ними, могут путаться в словах междометиях и общих жестах.

Очень трудно ребёнку будет пересказывать прочитанный текс или же пересказ. Повторное прочтение текста может положительно повлиять на ситуацию, но подтекст, если он кончено же имеется, так и останется нераскрытым. Недоступным или же крайне тяжёлым станет процесс решения задач с арифметическими значениями и задействованием двух и больше действий. Характерным для лёгкой степени считается полное отсутствие чувства юмора, фантазии, а также воображения.

Причины возникновения и провоцирующие факторы

Олигофрения у детей может быть врожденной и приобретенной. Во втором случае риск генетической передачи очень низкий, поэтому многие ученые не считают данную патологию наследственной. Как правило, она развивается при совокупности многих негативных факторов. Среди основных причин выделяют:

Наследственные факторы

Как правило, они играют одну из решающих ролей при врожденных формах многих заболеваний. В первую очередь, это касается генных и хромосомных аномалий (болезни Дауна, синдромов Патау, кошачьего крика, Альфи, фрагильной хромосомы и т.д.). Под действием данных факторов налицо хромосомные дефекты, в результате которых нарушается нормальная структура головного мозга. Также к наследственным причинам относят:

  • нехватку йода в период внутриутробного развития;
  • нарушения естественного обмена фенилаланина, который является незаменимой аминокислотой;
  • недостаточное количество фермента, отвечающего за процесс расщепления аргинина;
  • нехватку лизосомального фермента (трипептидил пептидазы).

Поэтому очень важно проводить необходимую диагностику еще до наступления беременности, чтобы убедиться в отсутствии одного из предрасполагающих факторов к развитию олигофрении.

Антенатальные

К этой группе относят причины, которые влияют на нормальное развитие плоды в утробе матери:

  • хроническую нехватку кислорода;
  • плацентарную недостаточность;
  • олигофрению, которая часто развивается на фоне перенесенных инфекций (сифилиса, токсоплазмоза и т.д.);
  • перенесенную в период беременности краснуху;
  • злоупотребление спиртными напитками, курением + наркотики;
  • длительный прием медикаментов, которые негативно влияют на состояние плода (антибиотиков, Аспирина и т.д.);
  • лечение от радиации;
  • роды раньше положенного срока;
  • тяжелую форму гестоза.

Для того чтобы снизить риск развития олигофрении у ребенка, беременной женщине нужно особо тщательно следить за своим здоровьем и выполнять все врачебные рекомендации.

Постнатальные

Очень часто данное заболевание диагностируется сразу после родов (вследствие родовой травмы) или в течение первых лет жизни малыша. Это вызвано следующими причинами:

  • острой нехваткой кислорода во время родовой деятельности;
  • применением щипцов или вакуум-экстрактора, что влечет за собой черепно-мозговую травму малыша;
  • резус-конфликтом матери и плода;
  • бактериальной или вирусной формой менингита или энцефалита, перенесенной до 3-х лет;
  • наличием злокачественных образований в головном мозге;
  • тяжелой формой кори или скарлатины в возрасте до 3-х лет.

Выше перечислены основные причины развития олигофрении у детей. Стоит отметить, что на наследственные факторы никак нельзя повлиять, а вот снизить риск развития постнатальных и антенатальных возможно. Для этого нужно очень внимательно следить за состоянием своего здоровья во время беременности и выполнять все врачебные рекомендации.

Симптомы олигофрении

Данный недуг не является самостоятельным, он всегда сопровождается рядом сопутствующих заболеваний. Очень часто у таких больных наблюдается нарушение речевых и двигательных функций, сильно страдает эмоциональная система. Основными симптомами разных форм олигофрении у детей являются:

  • частичное или полное отсутствие абстрактной формы мышления (такие пациенты во взрослом возрасте похожи на 2-3 годовалых детей, они мыслят конкретно и ситуационно);
  • выраженная задержка психического развития (наблюдаются ухудшение памяти, речи, способности к обобщениям и восприятиям, нарушение двигательной и эмоциональной активности);
  • слабо развитая речь (в обиходе у ребенка с олигофренией до нескольких десятков слов, он не может полноценно составлять предложения или читать, и в большинстве случаев такие больные остаются безграмотными);
  • неспособность запоминать имена, цифры даты и т.д.;
  • неспособность ориентировки в бытовых ситуациях, когда отсталость интеллекта дополняется невозможностью совершения самых примитивных действий (похода в магазин, выбора одежды и т.д.);
  • сильная задержка физического развития (взрослый человек может внешне напоминать подростка).

Стоит отметить, что интеллект снижается постепенно, и яркое его проявление наблюдается только в школьном возрасте. До 12 месяцев чаще всего диагностируют врожденную форму олигофрении, которая также проявляется в виде задержки развития малыша. Симптомы олигофрении для новорожденных и детей до года такие:

  • аномалии в строении лица, головы, шеи;
  • врожденные патологии внутренних органов;
  • фенилкетонурия;
  • неспособность держать голову, сидеть, ползать и выполнять другие действия согласно своему возрасту.

Очень важно при первых тревожных симптомах обращаться к врачу, который проведет комплексную диагностику и подберет эффективную схему лечения.

Каковы особенности представлений при умственной отсталости лёгкой формы?

В основном они связаны с преобладанием конкретики, а само мышление ориентировано на объекты. Поэтому время такие дети воспринимают в качестве стрелок часов, а температуру тела в виде размера столбика ртути. Так же им свойственно выхватывание из всего массива информации только того, что им достаточно для возникновения примитивного понимания. При этом ситуация поддаётся контролю. Автор этого текста имел возможность наблюдать реакцию юноши, который окончил специальную школу и устроился работать на стройку в Московской области. Войдя в метро он выглядел немного растерянным, но не более, чем любой провинциал, который не так часто оказывается в Москве. А вот необходимость приобрести карту оплаты поставила его в тупик. Он стал в очередь просто по той причине, что заметил: большая часть входящих туда становится. Но что делать дальше он не знал, а вопрос «На сколько поездок?» окончательно выбил его из колеи. От растерянности он стал выкладывать все деньги, которые у него были. Однако сотрудник метрополитена оказалась добросовестной и не стала продавать парню лишние карты. Она продала ему карту-талон только на одну поездку. Он забрал оставшиеся деньги, подошёл к турникету и легко воспользовался талоном. Почему? Трудности вызвали попытки понять то, что не просто за проезд нужно заплатить, а купить что-то и как-то использовать. И это что-то может быть «поездкой». «Вам сколько поездок?» Как эта странная штука может стать аналогом денег — он ещё понимал, но аналогом поездок? Это выходит за грань представлений. Но тут же заметил, что делают другие пассажиры с этими картами оплаты, и сделал тоже самое сам.

Стоит увидеть: Диссоциативная фуга

Если вопрос о том, как определить умственную отсталость у ребенка задают родители, то это не совсем понятно. Наличие таковой в действительности определит само себя.


Скрыть умственную отсталость у ребенка не получится: рано или поздно она себя проявит

Диагностика

Симптомы олигофрении всегда проявляются очень ярко. Нужно провести дифференциальную диагностику, чтобы исключить похожие заболевания. Первый шаг − это диагностика; психологические тесты, по которым специалист оценивает речевое и умственное развитие ребенка, определяет его степень IQ. Такие методики используются для детей с 3-х лет. Для пациентов младшего возраста диагностика умственной отсталости включает в себя:

  • МРТ и КТ головного мозга;
  • детальное исследование кариотипа;
  • проверку памяти;
  • лабораторный анализ крови новорожденного на фенилкетонурию или гипотиреоз;
  • энцефалографию мозга;
  • УЗИ внутренних органов;
  • исследования на генетические факторы;
  • пробы на возможные врожденные инфекционные болезни.

Ранняя диагностика позволяет своевременно выявить патологию и начать лечение. Затягивание ситуации приводит только к ухудшению состояния больного и влечет за собой тяжелые последствия. Изучением психологической сферы занимается невропатолог.

Уход за больными

Правильный уход за больными олигофренией облегчает состояние детей. Его могут обеспечить сами родители и педагоги специальных (коррекционных) учебных заведений. Он включает в себя:

  • внимание;
  • поддержку;
  • постоянный присмотр;
  • доброжелательное отношение;
  • позитивную мотивацию;
  • обучение навыкам простейшего самообслуживания.

Только так возможно воспитать и поднять ребёнка, страдающего олигофренией. При грамотном и регулярном уходе и при лёгкой степени заболевания возможны утешительные прогнозы на будущее.

Культура. Во многих художественных произведениях авторы делают своего главного героя олигофреном: У. Грум «Форрест Гамп», И. Поль «Путешествие идиота», Д. Киз «Цветы для Элджернона», Д. Стейнбек «О мышах и людях», Д. Лессинг «Пятый ребёнок», А. Куприн «Блаженный».

Лечение и реабилитация при олигофрении

К сожалению, данное заболевание считается неизлечимым. Лечение олигофрении назначается по результатам комплексного обследования, когда врач точно определит степень тяжести заболевания.

На ранних стадиях применяется медикаментозная терапия. Она носит симптоматический характер и помогает устранить первопричины, сгладить неприятные признаки заболевания. Для этого применяются следующие группы лекарственных средств:

  1. Транквилизаторы (Феназепам, Диазепам и т.д.).
  2. Нейролептики (Релатин и т.д.).
  3. Гормоны (Тиреодин и др.).
  4. Фитопрепараты, которые положительно влияют на процесс поступления кислорода в мозг и обмена веществ (Фезам, Пирацетам и т.д.).
  5. Витамины и микроэлементы (группа В, глутаминовая кислота).

Такой комплекс помогает улучшить психическое состояние больного, стабилизирует его эмоциональный фон, снимает агрессивность. Стоит отметить, что препараты имеют ряд побочных симптомов:

  • нарушение двигательной активности;
  • расстройство функции сна;
  • ухудшение зрения и памяти;
  • полная или частичная ригидность.

Это обязательно нужно учитывать перед началом приема медикаментов. Некоторые врачи советуют применять средства народной медицины, которые являются более щадящими. К ним относятся отвары и настои из лекарственных растений (корня валерианы, женьшеня и др.).

К сожалению, гомеопатия не всегда помогает избавиться от неприятных симптомов, ее используют только после предварительной консультации с лечащим врачом.

Коррекция

Обязательно проводят психологическую коррекцию (помогает стабилизировать поведение больного), проходят занятия с логопедом (это улучшает разговорную речь). Также врачи назначают комплекс лечебной физкультуры и массажа. Такие меры развивают навыки ходьбы, сидения и т.д., их проходят курсами по 10 дней.

Лечением таких детей занимаются опытные специалисты (невропатолог, психолог и т.д.). Нужно обязательно следовать их рекомендациям и не пропускать занятия. Помимо этого, потребуется закрепление полученных знаний в домашних условиях (тренировки, занятия для развития речи и моторики и т.д.).

Очень важным является правильный уход за ребенком с диагнозом «олигофрения». От родителей потребуется много внимания и заботы. Правильный подход помогает облегчить состояние больного.

Важно помнить, что если ребенок будет воспитываться под воздействием неблагоприятных факторов, то заболевание будет только усугубляться, малыш станет агрессивным по отношению к окружающим. Для улучшения памяти и речи нужно регулярно проводить развивающие занятия, читать ребенку книги и т.д. Выполняя все врачебные рекомендации, шансы на стабилизацию состояния пациента с олигофренией повышаются.

Ни в коем случае нельзя кричать или наказывать ребенка, это повлечет за собой только ухудшение ситуации. Помните, что ребенок не виноват в своей болезни, ему требуется обеспечить максимально стабильную психологическую обстановку.

Нужно правильно обучать такого больного элементарным навыкам самообслуживания. Большинство таких детей проходят обучение в специализированных школах, детских садах и т.д. Это помогает избежать насмешек и ухудшения состояния.

Виды

Существует не одна классификация олигофрении, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.

Традиционная (по степени выраженности)

До недавнего времени медики различали следующие формы заболевания:

  • олигофрения в стадии дебильности, характеризуется слабо выраженной клинической картиной;
  • олигофрения в степени имбецильности, отличается уже более ярко выраженными и заметными симптомами заболевания;
  • идиотия — крайне выраженная степень.

Однако в последнее время в детской психиатрии всё чаще пользуются иной классификацией, в которой олигофрения распределяется по степени тяжести на основании уровня IQ.

По МКБ-10

Международная классификация болезней десятого пересмотра была проведена в 1989 году. Согласно ей, стадии олигофрении определяются следующим образом.

  • I степень

Это лёгкая степень, соответствует дебильности по предыдущей классификации. IQ = 50-69. У детей наблюдаются физическая неразвитость, плохая память, проблемы с логическим и абстрактным мышлением, неустойчивость внимания, трудности при осуществлении определённых целенаправленных действий, расстройства поведения, эмоциональная нестабильность, большая внушаемость. Диагностируется преимущественно в школьном возрасте.

  • II степень

Это средняя степень, умеренная, незначительно выраженная имбецильность. IQ = 35-50. Отмечаются минимальное самостоятельное мышление, расстройства сна и аппетита, быстрая усталость, раздражительность, отставания в развитии становятся заметными уже в раннем возрасте. Такие дети владеют скудным словарным запасом. Наблюдаются нарушения мелкой моторики, низкая способность к освоению простейших действий.

  • III степень

Это тяжёлая степень, значительно выраженная имбецильность. IQ = 20-35. Клиническая картина практически такая же, как у предыдущей формы заболевания, но все нарушения проявляются более ярко.

  • IV степень

Это глубокая степень, соответствует идиотии. IQ = меньше 20. Сопровождается отсутствием мыслительных способностей и речи. Диагностируется при рождении или сразу после него. Так как имеют место значительные повреждения ЦНС, такие дети не реагируют на внешние раздражители, не воспринимают речь, не узнают родителей, не испытывают и не выражают эмоции (отсутствует мимика), не координируют движения, не осязают предметы, не чувствуют вкуса, запаха и даже боли. Характерный симптом — многократное механическое повторение одного движения или состояние полной неподвижности на длительный промежуток времени.

Сейчас в большинстве медицинских учреждений диагноз олигофрения ставится детям именно в соответствии с этой классификацией.

Классификация Певзнер

М. С. Певзнер на основе клинических и психолого-педагогических исследований смогла определить структуру дефектов при олигофрении и разработать подробную классификацию. Это качественная типология состояний, выходящая на систему коррекционно-воспитательных и медицинских мероприятий. В 70-х годах XX века учёная выделила следующие виды олигофрении:

  • неосложнённая;
  • сопровождающаяся нарушениями нейродинамики;
  • с нарушениями анализаторов;
  • осложнённая олигофрения с психопатическими формами поведения;
  • с ярко выраженной лобной (умственной) недостаточностью.

Наибольшего внимания со стороны медиков и родителей требуют последние 4, осложнённые формы олигофрении, так как их симптомы наиболее ярко выражены и мешают ребёнку в дальнейшем социально адаптироваться. Чтобы ему помочь, нужно вовремя диагностировать заболевание и пройти соответствующий курс лечения.

Факт из прошлого. В 1967 году ВОЗ была очень обеспокоена увеличением количества детей, страдающих умственной отсталостью во многих странах, и создала специальный Комитет экспертов по олигофрении.

Прогноз

Все зависит от степени тяжести олигофрении. Благоприятный прогноз врачи могут дать при своевременном выявлении легкой формы умственной отсталости. При правильном лечении ребенок может научиться справляться с элементарными бытовыми задачами, это повышает уровень правильной социальной адаптации. Во взрослом возрасте они могут даже освоить определенные профессии.

При неправильном лечении заболевания нарушения начинают быстро прогрессировать, последствия олигофрении тяжелые:

  • пожизненная умственная отсталость;
  • инвалидность;
  • проявление сильных расстройств психики.

Такие больные требуют профессионального медицинского присмотра, их помещают в специализированные центры.

Симптоматика

Умственная отсталость обладает следующими симптомами, которые могут усугубиться в зависимости от степени болезни:

  • снижение интеллектуального развития;
  • сложные функции мышления, такие как обобщение, установление причинно-следственных связей, недоразвиты;
  • общая системная недоразвитость речи, что проявляется поздней речью, задержкой в развитии фразовой речи, существенными трудностями при обучении письму и чтению;
  • нарушено внимание;
  • нарушено восприятие;
  • неспособность к критичному мышлению, недоразвитое или отсутствующее абстрактное мышление;
  • память имеет низкую продуктивность;
  • низкая активность к познанию;
  • нарушена эмоционально-волевая сфера.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: