Траншеекопатели SABLE Траншеекопатели SABLE - огромный выбор лучших производителей. Низкие цены и хорошие скидки!

Влияние компьютера на ребенка. В чем оно заключается? Вред или польза?

  • Развитие от А до Я

Многие родители убеждены, что компьютер дошкольнику или младшему школьнику нужен только для развлечений. Отчасти они правы: компьютер глазами детей действительно представляет собой невероятно притягательную и увлекательную игрушку. Однако не стоит забывать, что малыши познают мир именно через игру и чем разнообразнее будут игры, тем большую пользу они принесут.

Сегодня существует масса развивающих игр и программ для детей разных возрастов, которые позволяют в игровой форме научить ребенка различать цвета и фигуры, выучить времена года и названия предметов, научится читать и считать. Вот что говорит об этом одна из наших постоянных читательниц Юля, мама 3-х летнего малыша:

Я считаю что компьютеры и планшеты спасение родителей. ☺ Ребенок занят, ребенок развивается. Например, мы уже выучили геометрические фигуры и цвета благодаря приложению на планшете. » «

В то же время, нельзя отрицать и негативное воздействие компьютеров, чрезмерное увлечение которыми может спровоцировать проблемы со здоровьем, трудности в социализации и развитие у ребенка игровой зависимости.

Ребенок изучает компьютер

Современные дети знакомятся с компьютером в возрасте 3-4 лет, а уже к 7 годам ребенок становиться настоящим «асом», который способен научить менее «продвинутых» родственников различным компьютерным трюкам. Главная задача родителей контролировать и направлять этот процесс, подбирая для ребенка только полезные игры и программы, способствующие развитию интеллекта.

Влияние компьютера на интеллект ребенка

Наиболее полезны для детей младшего и старшего дошкольного возраста специальные развивающие и обучающие игры. К ним относятся:

  • графические редакторы, включая простейшие «рисовалки» и «раскраски»;
  • музыкальные редакторы, особенно специальные приложения для планшетов;
  • пазлы, от самых простых на 1-2 элемента для детей от 3 лет, до сложных, собирать которые будет интересно и детям и взрослым;
  • картинки-презентации с текстовым и звуковым сопровождением, например популярные карточки Домана;
  • интерактивные детские энциклопедии;
  • логические игры-головоломки, к примеру, классический тетрис.

Такие игры стимулируют развитие ребенка, в частности развивают мелкую моторику и зрительно-моторную координацию, память и логику, внимание и скорость реакции. Кроме того, игры значительно облегчают процесс обучения и служат для подготовки ребенка к жизни в информационном обществе.

Естественно это не значит, что годовалому малышу можно вручить планшет или усадить его перед монитором на целый день и посчитать свой педагогический долг исполненным. Для полноценного развития ребенку нужно общение с родителями и сверстниками, подвижные игры на свежем воздухе и «обычные» игрушки: пирамидки, мячики, машинки и куклы. Общение же с компьютером для дошкольников должно ограничиваться 10-15 минутами, а для младших школьников 20-30 минутами не более 2 раз в день и с перерывами между «сеансами» не менее 2-3 часов.

Чрезмерное увлечение детей компьютером вместо ожидаемой пользы может принести значительный вред. К примеру, замена живого общения и игр с родителями и сверстниками даже самими лучшими развивающими программами приводят к нарушениям физического и интеллектуального развития ребенка. В частности, только за последний год количество детей с задержкой речевого развития увеличилось на 40%, детей с задержкой психоречевого развития на 20%. И педиатры связывают эти цифры именно с «компьютеризацией» нашей жизни.

Как компьютер влияет на здоровье ребенка?

Компьютер негативно влияет на ребенка, если малыш проводит перед монитором слишком много времени. Причем, в первую очередь страдают зрение и психика малыша. Также долгие игры на компьютере вызывают переутомление и могут спровоцировать головные боли, а неправильная поза или неудобное рабочее место приводят к сколиозу, болям в спине, пояснице, плечах и шее. Чтобы не быть голословными, остановимся на этих аспектах подробнее.

Влияние компьютера на зрение ребенка

Высокая яркость и мерцание монитора компьютера, а также необходимость постоянно фокусировать взгляд в одном направлении и на одном расстоянии, вызывают быстрое утомление глазных мышц. А регулярное переутомление глазных мышц приводит к потере остроты зрения и может вызвать развитие близорукости.

Кроме того, в норме человек моргает около 20-25 раз в минуту, а при работе за компьютером частота морганий снижается до 1-2 раз в минуту. Снижение частоты морганий приводит к пересыханию слизистой оболочки глаз – в результате появляются такие неприятные симптомы как жжение в глазах, покраснение глаз, ощущение «песка» под веками.

Для того, чтобы уменьшить негативное влияние компьютера на зрение ребенка необходимо:

  • ограничить время непрерывной работы перед монитором 10-20 минутами для дошкольников и 20-30 минутами для школьников;
  • сразу после работы за компьютером ребенку следует умыться чистой прохладной водой, а затем сделать специальную гимнастику для глаз;
  • во время отдыха от компьютера ребенку следует предложить занятия, не вызывающие напряжения зрения. В идеале подвижные игры на свежем воздухе или любая физическая активность, а вот от чтения или просмотра телевизора лучше отказаться;
  • следите, чтобы монитор компьютера не отражал свет от источников естественного или искусственного освещения в комнате. Блики на мониторе провоцируют дополнительную нагрузку глазных мышц.

Обратите внимание

: Чем качественнее монитор, чем выше его разрешение и четкость изображения – тем меньший вред он оказывает на зрение. Наиболее безопасны современные мониторы со специальным антибликовым покрытием.

Гномик.ру рекомендует Rmh24.ru Недорогой ремонт холодильников с выездом Ремонтируем холодильники всех марок. Бесплатный выезд мастера и диагностика!
Используйте промокод: Гномик.ру
и получите гарантированную скидку 10%

Работаем по Москве и области.

Звоните

Вызвать мастера

Влияние компьютера на осанку ребенка

Строго говоря, негативное влияние на осанку ребенка оказывает не сам компьютер, а неправильная поза ребенка во время работы на нем. Особенно негативно этот фактор сказывается на здоровье позвоночника, если ребенок проводит за монитором по несколько часов в день и не уделяет достаточно времени физической активности и спорту.

Если ребенок сидит перед компьютером, развалившись в кресле, или напротив постоянно ссутулится и нагибается вперед, его позвоночник деформируется. Это в свою очередь приводит к болям в спине, головным болям, неправильному формированию позвоночника и развитию сколиоза.

Правильная поза при работе на компьютере выглядит так:

Обратите внимание

: Минимизировать нагрузку на позвоночник и обеспечить правильную позу ребенка при работе на компьютере поможет тщательно оборудованное рабочее место. При этом привычная «взрослая» офисная мебель принесет больше вреда, чем пользы: мебель должна соответствовать росту ребенка.

Влияние компьютера на психику ребенка

Главная опасность виртуального мира для детской психики заключается в том, что ребенок отождествляет себя с героем компьютерной игры. Хорошо, если это «мирный» герой развивающей игры, который печет пироги, лечит животных или разводит цветы. Но ведь такие игры детям быстро надоедают: мальчишки предпочитают видеть себя спасителем мира, бесстрашно уничтожающим пришельцев или монстров, девчонок привлекают виртуальные симуляторы модельного и шоу-бизнеса. Увлечение подобными играми приводят к искаженному восприятию реальности ребенком: агрессивное поведение, физическое насилие и даже убийство перестают быть в глазах детей чем-то страшным.

Слишком динамичные игры, такие как симуляторы автомобильных гонок, возбуждают нервную систему ребенка и вызывают быстрое переутомление. В результате нарушается сон и аппетит, появляется раздражительность и агрессия, снижается концентрация внимания и способность к обучению.

Поэтому для дошкольников и детей младшего школьного возраста под абсолютным запретам находятся все «взрослые» игры с элементами агрессии и слишком динамичные игры, включая аркады и симуляторы. Такие игры оказывают негативное воздействие на психику малыша.

Обратите внимание:

Для того чтобы родителям было проще подбирать игры для ребенка, созданы специальные рейтинги игр, например, в Европе используется Pan European Game Information (PEGI). Этот рейтинг состоит из двух частей: возрастного ограничения и краткого описания содержания в виде логотипа-предупреждения. PEGI разделяет игры на 5 возрастных категорий: 3+, 7+, 12+, 16+ и 18+. В России подобная система носит название РСВР – Российская Система Возрастных Рейтингов, согласно которой возрастные категории распределяются следующим образом: 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+. Игры из первой категории подойдут для самых маленьких пользователей, игры из последней, соответственно, предназначены только для взрослых.

Вместе с тем, не следует забывать, что гораздо опаснее любых компьютерных игр для детской психики оказывается нездоровая атмосфера в семье, конфликты в детском саду или школе. Именно эти факторы часто и формируют игровую зависимость, побуждают ребенка «сбежать» от проблем в виртуальный мир.

Влияние компьютера на половое воспитание

Интернет сделал доступной практически любую информацию, включая и содержание так называемых «сайтов для взрослых». Естественно, задача родителей оградить ребенка от посещения подобных ресурсов, ведь информация, представленная на них, мягко говоря, не предназначена для юных пользователей и способна нанести непоправимый вред нежной детской психике и дальнейшему половому развитию.

Самый простой способ – установить функцию «родительский контроль» с высоким уровнем фильтрации в настройках антивируса. Таким образом, вы обезопасите домашний компьютер и мобильные устройства с выходом в интернет, но не получите 100% гарантии, что ребенок не ознакомиться с запретными сайтами при помощи компьютера друзей. Именно поэтому важно, чтобы о естественных сексуальных отношениях между мужчиной и женщиной услышал от вас.

В век информационных технологий родителям следует уделять особое внимание половому воспитанию детей, подробно и корректно отвечая на их вопросы, не прикрываясь историями о капусте или аисте. Ваша задача – завоевать доверие ребенка, что бы со всеми пикантными вопросами он обращался к вам, а не к поисковой системе.

Именно вы должны объяснить ему, что секс это естественно и прекрасно, однако, только в том случае, когда он является одним из способов выражения любви между взрослыми людьми. Особенно важно подчеркнуть – что это относится только к взрослым людям. В мягкой форме предупредите об опасностях ранней половой жизни и не забудьте подробно рассказать о средствах предохранения.

«Влияние компьютерных технологий на психику детей»

Компьютер уже давно стал и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. И дети зачастую знакомятся с компьютером «с пелёнок». Перед родителями встаёт дилемма: специалисты разделяются во мнениях, когда следует начинать это знакомство.

Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях. В ДОУ по СанПин:

  • для детей 5 лет не должна превышать 10 минут
  • для детей 6-7 лет — 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию,
  • часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут,
  • для детей 6 лет — до 10 мин. Стеснённая поза (в результате долгого сидения в неподвижном положении появляются головные боли, онемение, боли в мышцах шеи, плеч и спины) ;
  • Воздействие на психику (может вызвать психическую зависимость, стать фактором стресса, раздражительности, повышенной возбудимости, это касается особенно гиперактивных детей).

Для снижения утомительности компьютерных занятий необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

Для родителей дома:

Допускается эпизодическая (не чаще 3-4 раз в неделю и не более одного раза в день) работа за компьютером в течение непродолжительного времени для:

3-4 летнего ребёнка 10-15 минут в день,

5-6 лет — 20-30 минут,

7-8 лет — 40-60 минут.

Существует 3 основных вредных фактора:

1. Нагрузка на зрение (сидя перед компьютером, мы не замечаем постоянного мерцания экрана и его свечение, которые приводят к напряжению внутриглазных мышц, из-за этого часто развивается синдром сухого глаза).

Зрение. При грамотной постановке тела нагрузка на зрение от компьютера может быть снижена.

Ни в коем случае не работать за компьютером в темноте.

Расстояние до экрана 50-70 см.

Статичная поза.

Во время игры за компьютером время от времени разминать кисти рук с помощью эластичной игрушки.

Сохранять прямой угол в области суставов во время сидения за столом.

После игры за компьютером играть в подвижные игры.

Психическая нагрузка.

Настоящие вредители детской психики — игры, содержащие движущиеся на высокой скорости изображения.

Игры, типа «Убей их всех». «Победи, во что бы то ни стало».

Необходимо исключить такие игры, чтобы не травмировать детскую психику.

Многие ли задавались вопросом: «готов ли он к общению с компьютером? Эту проблему редко обсуждают, а многие родители, скорее всего, и не подозревают о ее существовании.

Общение с компьютером для дошкольника не является привычным видом деятельности. Оно требует максимальной мобилизации внимания, концентрации сил. Нередки случаи, когда дети с трудом осваивают навыки общения с компьютером и управления им, а есть и такие, кто наотрез отказывается учиться на нем работать или имеют скрытое настороженное отношение к нему.

Скрытая настороженность к деятельности за компьютером может породить у ребенка неуверенность в своих силах, стойкое негативное отношение к компьютеру и даже страх перед ним. Подобная дезорганизация эмоциональной сферы будет отрицательно влиять на интеллектуальное развитие и здоровье.

В чем же причина негативизма к работе на компьютере?

Трудности, возникающие при общении ребенка: компьютером, в значительной мере связаны с особенностями адаптации его организма к новому виду деятельности. Эти особенности обусловлены спецификой развития детей данной возрастной группы. Для детей 5-6 лет характерна незавершенное (анатомического) и функционального развития их органов и систем, что определяет высокую чувствительность организма к любым воздействиям.

При нарушении границ выносливости к воздействующим факторам у ребенка очень легко возникают отклонения в состоянии здоровья, расстройства в функционировании различных физиологических систем. Это убедительно доказано исследованиями адаптации шестилетних детей к систематическому обучению в школе. У части детей на первых порах возникают различные невротические реакции возбудимыми, на любое замечание реагируют неадекватно — плачут или ведут себя агрессивно, Постепенно в процессе адаптации детский организм приспосабливается к новым условиям: ребенок более спокойно реагирует на предлагаемые ему нагрузки, овладевает навыками учебной деятельности, которые обеспечивают не только успешность учения, но и эмоциональное и психическое благополучие.

Когда ребенок начинает общаться с компьютером, функциональные системы его организма тоже приспосабливаются к новым условиям. Чтобы адаптация была не очень напряженной и длительной, необходима определенная «зрелость» тех функций, которые обеспечивают успешность овладения этим видом деятельности.

Какие же функции особенно значимы для общения ребенка с компьютером?

Чтобы ответить на данный вопрос нужно внимательно понаблюдать за его поведением и действиями. Главными проблемами любой деятельности дошкольника являются организация, внимание, способность сосредотачиваться на определенное время.

На начальном этапе обучения он учится работать клавиатурой, быстро и точно нажимать нужные клавиши . При этом ребенок периодически переводит взор с экрана монитора на клавиатуру и обратно. За 10 минут работы на компьютере ребенок обычно делает 80- 100 таких движений . Но нередко приходится работать в более быстром темпе, навязанном программой. В этом случае дети испытывают затруднения в поиске нужной клавиши и допускают ошибки. Следовательно, значимыми для работы с клавиатурой будут организация деятельности и сформированность двигательных функций.

Ребенок рассматривает на экране предметы и объекты разной величины, переводит взгляд на клавиатуру и, отвлекаясь, фиксирует взор на более удаленных предметах. Следовательно, развитие его зрительной системы, испытывающий повышенную нагрузку, также особо значимо для работы на компьютере.

Занятия на компьютере связаны с решением постепенно усложняющихся пространственных и логических задач, требующих достаточно развитого абстрактного мышления, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, а также способности быстро мобилизировать все свои знания и навыки.

Дошкольники работают с разными компьютерными программами. Работа с новой программой предполагает каждый раз иные пространственные, двигательные реакции (координации) рук, связанные с управлением (нажатием на клавиши клавиатуры). Расположение «горячих» клавиш при смене программ меняется. При переходе на новую программу детям приходится запоминать предлагаемые правила управления и расположение клавиш.

Следовательно, для успешной работы дошкольника на компьютере необходим и достаточный уровень развития рабочей памяти. Более сложные программы требуют достаточного уровня развития логического и наглядного мышления ребенка.

Результаты экспериментального исследования

В первой серии исследований определялся уровень развития двигательных функций, умственной работоспособности и кратковременной памяти. Под наблюдением были дети 5-6 лет, систематически занимающиеся на компьютере в течение года (группа 1) и занимающиеся (группа 2).

В ходе исследований было выявлено, что дети группы 1 по сравнению с детьми группы 2 имели более высокие результаты по таким показателям, как развитие двигательной системы, внимание, рабочая память, скорость и качество выполнения заданий, а также количество работ без ошибок.

Та же закономерность прослеживалась и по показателям состояния кратковременной памяти. «Высокий» уровень ее развития отмечался у большинства детей группы 1 (70%) и лишь у 34% дошкольников группы. Дети , систематически занимающихся на компьютере, имели или высокий или средний уровень развития кратковременной памяти. В группе не занимающихся на компьютере часть детей (20%) имела «низкий» уровень развития этой функции. Средняя оценка в группе 1 составила 8 баллов (максимальное значение 9 баллов), а в группе 2 — только 6 баллов.

Таким образом, экспериментально подтверждено предположение то что что для успешной работы дошкольников 5-6 лет на компьютере значимы: развитие внимания, рабочей памяти, движения руки и пальцев

Можно возразить, что полученные результаты свидетельствуют лишь о том, что работа на компьютере развивает вышеперечисленные психофизиологические качества. Совершенно верно. И вместе с тем доказывает их значимость для данного вида деятельности, потому что успешность овладения этой (как и любой другой) деятельностью напрямую зависит от уровня зрелости (готовности) значимых функций.

Развивающие игры. Наиболее простым и доступным видом коррекции и развития способностей детей, чаще всего познавательных, являются компьютерные игры: логические, познавательные. Ряд игр можно применить при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений

(агрессивности, замкнутости)

В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения , которые необходимо проигрывать психологу с ребенком. В этом компьютерные игры подобно, книжно-карточным материалам, но имеют перед ними преимущества: лучшую графику, интерактивность и подвижность персонажей игры. Различные эпизоды квестов, ролевых игр и стратегий содержат в себе или позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия.

Опасно ли для детей увлечение компьютерными играми? Ведь без этого просто невозможно представить современного ребенка…

Опасность в том, что, в отличие от наркомании и алкоголизма, где родители замечают изменения в поведении и социальном окружении ребенка сразу, игровая зависимость не бросается в глаза: ребенок находится дома, в безопасности, он увлечен делом. Но постепенно начинают проявляться симптомы зависимости: достаточно лишить ребенка возможности играть, и мы получим примерно такую же картину «ломки», как и при любой другой зависимости. Появятся раздражительность, резкие перепады настроения вплоть до явной агрессии.

  • Это зависимость психологическая, но ученые говорят о том, что изменения начинают происходить и на уровне физиологии: вырабатывается большое количество адреналина, происходит перестройка биохимических процессов в организме. Особенно остро это проявляется в момент проигрыша, когда нет возможности перейти с одного игрового уровня на другой или когда родители не покупают новую версию игры. Здесь начинают появляться очень серьезные поведенческие проблемы. У таких детей может возникнуть аутоагрессия (активность нацеленная на причинение вреда себе): в случае неуспеха они могут, например, биться головой о стену, нанося себе физические увечья. Если говорить о сопутствующих заболеваниях, то страдают и желудочно-кишечный тракт, и нервная система. Схожую картину можно наблюдать у совсем маленьких детей, которых родители надолго оставляют перед телевизором: через какое-то время малыши уже не могут обойтись без просмотра каких-то отнюдь не детских программ, особенно телешоу.
  • Существуют же вполне невинные интернет-игры, такие как шахматы или морской бой, разве они опасны? Никакой опасности сами по себе они не представляют. Беспокоит то, что в любой виртуальной игре отсутствует реальное общение. Ребенок не осваивает навык вхождения в коммуникацию, умение распознавать свои чувства и эмоции, чувства и эмоции другого человека, подстраиваться под партнера по общению.

в больших дозах. Те маленькие проблемы, которые были в учебе или общении, начинают усугубляться, и чем дальше, тем их больше. И тогда ребенок начинает искать новые игры, новые ощущения, новые иллюзии.

Рекомендации родителям:

Покупая компьютер, родители должны помнить о самых банальных правилах: вместе с ребенком согласовывать четкие правила взаимодействия с этим атрибутом современности. Более того, важно сформировать правильное отношение к компьютеру как инструменту для достижения каких-либо целей в деятельности, а не как к самой цели, что происходит при возникновении зависимости. Важно, чтобы родители предлагали ребенку альтернативные виды проведения досуга, желательно совместного. Предупреждению зависимости способствует также соблюдение режима работы за компьютером, физические нагрузки, занятия спортом. Здесь ничего нового изобрести невозможно: ребенок должен быть занят осмысленной деятельностью, вести здоровый образ жизни. Среди спортсменов интернет зависимых практически нет! Там присутствует тот же самый азарт, то же самое удовольствие от победы, от соревновательности.

Ограничивая доступ зависимого ребенка к компьютеру, нужно быть готовым к тому, что он начнет проявлять агрессивность, высказывать недовольство. К таким проявлениям надо относиться спокойно, понимая, что любая болезнь не проходит сама по себе. Кроме того, надо определить, с кем взаимодействовал ребенок при формировании зависимости, и изолировать его от привычного круга общения. Но, отнимая, мы должны дать что-то взамен. Вместе с ребенком надо продумать и выстроить модель его досуга помочь ему в поиске новых занятий, интересов, жизненных ценностей.

Источник:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyv-obraz-zhizni/2016/1 l/07/statva- vlivanie-kompyuternvh-tehnologiy-na-psihiku

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: